Словарь фасадного декора (с иллюстрациями)
Баля́сины— невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;
Баля́сины
Балюстра́да (фр. balustrade из итал. balaustrata) — ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.
Балюстра́да
Пиля́стр (также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») — вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).
Пиля́стр
Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель — простая круглая подушка-эхин; у ионической капители — на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.
Капите́ль
Аба́ка (от лат. abacus — «доска») — плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите — форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.
Аба́ка
Атла́нт (также распространено название атлас) — в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.
Атла́нт
Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus — буквально «деревенский», производное от лат. rus — деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») — в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.
Рустовый камень на фасаде
Кариатида — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.
Кариатида
Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава — облегченным.
Антаблеме́нтФриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.
Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.
В ордерной архитектуре карниз — венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами — мутулами.
Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) — архитектурный термин, имеющий несколько значений.
Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.
Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.
Фаса́д (фр. façade — передний, лицевая сторона здания) — наружная, лицевая сторона здания.
Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.
Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.
Барелье́ф (фр. bas-relief — низкий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более — рельеф называется горельефом (высокий рельеф).
Барелье́ф
Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.
Горелье́ф
Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
Фронто́н
Пилон (от греч. πυλών — ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).
Пилон
Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Портик
Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.
Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801—11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.
Колоннада
Сандрик — Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.
Сандрик
Филёнка — украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.
Филёнка
Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio — свёрток, кулёчек) — в архитектуре и декоративном искусстве — «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.
Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.
Картуш
Молдинг (от англ. molding, moulding — в данном случае «литая деталь», от «литьё») — декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.
Молдинг
Кронштейн в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.
Кронштейн
Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).
Цо́коль
Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.
Архивольт
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.
Портал
Аркада — непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.
Аркада
Э́ркер (нем. Erker) — выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.
Э́ркер
Каннелюра – это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).
КаннелюраВ статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.
Архитектурные элементы фасада дома
Использование декоративных элементов для украшения фасада здания способно кардинально преобразить даже самый скромный дом. Замковые камни, балюстрады, колонны, ниши, гирлянды, розетки и другие декоративные элементы фасада здания позволят скрыть погрешности, допустимые строителями, визуально исправят линейные формы дома и обратят внимание на явные достоинства постройки. Для этого главное правильно подобрать детали и создать гармоничную композицию.
Сегодня для украшения фасада используют элементы, которые применяли для создания своих шедевров архитекторы еще прошлых столетий. Каждый элемент имеет свое место на фасаде и выполняет определенную задачу. Хотя, современные дизайнеры часто экспериментируют и довольно удачно.
Давайте рассмотрим некоторые элементы фасада здания, которые чаще всего используются в декорировании.
Элементы для украшения стен
Почти для любого оформления используется карниз. Карниз – это выступающий элемент, располагающийся по горизонтали фасада дома. По месту расположения карниз бывает подкровельный, меж этажный и цокольный. Этот элемент позволяет не только защитить стены здания от стока воды, но и визуально сделать здание длиннее по горизонтали.
Не менее популярны и русты. Русты – это прямоугольные детали с гладкой поверхностью, алмазной гранью или в виде грубо отесанного камня. Используются они для отделки углов. При этом чаще всего между ними делаются отступы, и плиты монтируются в шахматном порядке. Также эти элементы фасада здания применяются для отделки цокольной части дома и обрамления оконных и дверных проемов.
Неповторимый и индивидуальный облик дома легко можно придать при помощи барельефов. Барельеф – это объемное тематическое изображение, которое выступает из стены на 50%. Если изображение выступает от поверхности стены более чем на 50%, оно называется горельефом. Эти элементы самые древние, сложные по исполнению и эффективные в применении.
Для поддержания карнизов, балконов и других, далеко выступающих от поверхности стены элементов, используются консоли. Правда, консоли из современных полимерных материалов не могут выполнять поддерживающую функцию, но с декоративной справляются отлично.
Для украшения стены также используются розетки, гирлянды, медальоны, ниши и другая лепнина.
Колонны
Про колоны стоит сказать отдельно. Колона – это столб круглого или прямоугольного сечения. Она состоит из трех частей – базы, тела и капители. Раньше главной задачей этого элемента поддерживать кровлю, балконы или террасы. Сегодня же его часто используют как чисто декоративный элемент. К подвидам колонн относят полуколонны и пилястры, которые обычно выполняют только декоративную роль.
Детали для обрамления оконных и дверных проемов
Для обрамления проемов сегодня используются различные детали лепного декора. Однако традиционно применяются сандрики, замковые камни, наличники, консоли и русты. Используя эти элементы фасада здания, можно придать простому безликому окошку действительно художественный вид, а всему зданию неповторимый облик.
Справочник архитектурных элементов.
Однажды, покупатель наших деревянных окон, архитектор по образованию, посмеялся над мастером по замеру, что тот не знает где находится сандрик. Мы понимаем, что учиться никогда не поздно и решили, что пусть-ка у нас тут все эти сандрики и прочие архитектурные элементы лежат в одной кучке! Вот так:
Архитектурные элементы
Антаблемент
Верхняя горизонтальная часть сооружения, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент разделятся на несущую часть — архитрав, — на опирающийся на него фриз и венчающую часть — карниз.
Аттик
Стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом.
Балюстрада
Невысокое ограждение лестниц, террас и балконов, состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху перилами. Современные конструкции значительно уступают таким сооружениям в плане красоты и изысканности, но ничуть не уступают в надёжности и практичности. В этом можно убедиться, обратившись на Фабрику перил — http://www.fplus.ru, которая специализируется на производстве и монтаже перил, поручней и ограждений из нержавеющей стали.
Балясины
Невысокие фигурные столбики (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов и лестниц.
Бельведер
Надстройка над зданием, обычно круглая в плане.
Волюта
Здесь должна быть какая-нибудь шутка про валюту.
Галерея (гульбище)
Длинное крытое светлое помещение, примыкающее к стене здания. Одну из стен галереи заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающие к стене здания.
Гирлянда
Орнаментальный мотив из волнообразно свисающих листьев, цветов, лент и т. п., характерный для барокко.
Гребень
Фигурные завитки, украшающие верх стены.
Закомара
Полукруглое завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний свод.
Капитель
Верхняя часть колонны или пилястры различной формы.
Контрфорс
Каменный или бетонный вертикальный выступ (ребро), усиливающий наружную стену.
Наборная колонка
Декоративный столбик, составленный из мелких резных элементов.
Пилястра
Плоский вертикальный выступ на поверхности стены.
Поребрик
Вид кирпичной кладки, при которой один ряд кирпичей укладывается под углом к наружной поверхности стены. Кстати, логично!
Портал
Архитектурно оформленный вход в здание.
Портал (лат. porta — дверь, ворота) — архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией. Понятие «портал» (в миниатюре) также применяется для обозначения «П»-образной рамы камина.
Посмотрите-ка на наши раздижные порталы для порталов!
Портик
Характерный элемент зданий, построенных в стиле классицизма: ряд колонн, помещенный перед фасадом здания.
Прясло
Участок стены между двумя пилястрами.
Ротонда
Круглое в разрезе сооружение, обычно увенчанное куполом.
Сандрик
Небольшой карниз, расположенный над проемом окна или двери на фасаде здания, иногда опирающийся на консоли. Часто завершается фронтоном.
Ширинка
Шутки в сторону. Ширинка – это гульфик, а ширинка – это декоративное украшение в виде прямоугольного углубления, иногда украшенное лепниной.
Эркер
Выступающая за плоскость фасада часть помещения.
Понравилось?
Тогда загляните и узнайте сколько окон в Эрмитаже и что там за лоджии у них?
Архитектурные элементы фасада здания в картинках: фото и видео!
Архитектурные элементы фасада имеют не только практическое функциональное назначение, но и служат для оформления здания, придавая ему эстетически завершенный внешний вид. Продуманное сочетание элементов декора способно кардинально преобразить дом, подчеркнув его достоинства и скрыв возможные недостатки.
Архитектура – это гармоничный союз науки градостроения и искусства, с интересной многовековой историей. Именно ей мы обязаны быть благодарными за такое многообразие существующих сегодня красивых и оригинальных фасадных элементов.Данная статья познакомит вас с основными видами архитектурных элементов фасада, а также с особенностями и характеристиками материалов, из которых они изготавливаются.
Архитектурные элементы фасада
Основные виды архитектурных элементов фасада здания
В настоящее время в калейдоскопе декоративных и функциональных элементов отделки фасада, человек несведущий легко может запутаться. Балюстрады, пилястры, фрески, барельефы… Все это разнообразие дизайнерских решений, созданное мастерами прошлого и современности, на первый взгляд, кажется загадочным и непонятным. Однако мы постараемся внести ясность в понимание данного вопроса и ознакомим вас с основными архитектурными терминами и понятиями подробнее.
Колонна — один из древнейших архитектурных элементов
Колонна представляет собой столб, как правило, цилиндрической формы. Она может быть каменной, мраморной, металлической, деревянной и даже изготавливаться из искусственно созданных материалов. Изначально, в архитектурном деле колонны использовались для обеспечения опоры антаблементам и аркам. В наше время зачастую выполняют роль исключительно декоративного элемента фасадного оформления без функциональной нагрузки.
Колонна, как правило, состоит из трех основных частей:
- Нижнего основания, также известного как «база», на которую давит вся масса, поддерживаемая колонной. Деталь необязательная, архитектуры некоторых стилей ее не используют.
- Тела колонны, называемого стволом и являющегося основной ее частью. Иногда украшается каннелюрами, специальными вертикальными либо горизонтальными желобами.
- Верхнего основания колонны, именуемое капителью, которая, как и база, предназначена для лучшего распределения нагрузки на колонну. В некоторых случаях может отсутствовать.
Элементы колонны
Цены на готовые гипсовые колоны и декоры
Гипсовые колоны и декоры
Колонны могут похвастаться наличием своеобразных «родственников» в сфере строительства и архитектуры, известные под названием «полуколонны» и «пилястры». Пилястры являют собой, по сути, частично выдающиеся из плоскости фасада здания колонны. Они бывают самых разнообразных видов:
- Прямоугольной формы
- Округлые
- Сложной пучкообразной либо иной формы
Полуколонны, в свою очередь, являются подвидом округлых пилястров, которые выдаются вперед из стены здания наполовину либо на три четверти своей толщины.
Пилястры и колонны
Карниз здания – это выдающийся вперед элемент внешнего оформления фасадов, который разделяет стену с крышей, либо визуально делит плоскости стен на части по параллельным линиям горизонтально земле.
Карниз крыши дома
Фронтоном называют архитектурный элемент треугольной (реже полукруглой) формы, границы которого по бокам обозначены двумя скатами крыши, а снизу очерчены карнизом.
Карниз с фронтоном, расположенный над проемом двери либо нишей в стене здания носит название сандрика.
Фронтон
Слово «балясина» имеет греческие корни и на языке оригинала буквально означает «цветок граната». В архитектуре зачастую используется для дизайнерского оформления балконов, лоджий и террас. Представляет собой аккуратный ряд столбиков, напоминающих миниатюрные колонны. Функциональным назначением балясины является поддержка перил различных ограждений. Как и в случае с колоннами, столбики балясины могут дополнительно украшаться различными декоративными элементами.
Виды балясины
Барельеф – один из древнейших архитектурных элементов. Он представляет собой выпуклое скульптурное изображение, которое не более чем на половину своего объема выступает над плоскостью стены фасада. Функциональной нагрузки не несет, применяется исключительно в качестве дизайнерского решения. Горельефы от барельефов отличаются тем, что могут выступать над уровнем стены более, чем на 50% своей толщины.
Барельеф в форме грифона
Фрески – это живописные изображения, создаваемые непосредственно на внутренней либо внешней поверхности стен здания. Как правило, для оформления фасадов домов применяются редко. Однако существуют и исключения. Современные технологии, в которых для создания наружных фресок используется армированная сетка и цветные отделочные составы на основе полимеров, позволяют создавать изображения полностью устойчивые к внешнему погодному воздействию.
Фреска на фасаде дома
Консоли – это опорные элементы, применяемые для обеспечения механической поддержки различным выступающим элементам фасада, таким как карнизы и балконы. Внешне могут представлять собой скульптуру и довольно часто используются также для реализации оригинальных дизайнерских решений в архитектурном оформлении зданий.
Различные варианты консолей, созданных парижскими архитекторами
Балкон представляет собой огражденную площадку, которая выступает из стены фасада здания и поддерживается балками либо консолью.
Балкон, поддерживаемый оригинальной консолью в форме орла
Материалы для изготовления элементов фасадного декора
Сразу оговоримся, что в строительстве при отделке фасадов зданий применяют множество материалов различного типа. Мы же рассмотрим только те, которые имеют наибольшую популярность и часто используются на практике.
Гипс и гипсовая лепнина
Несмотря на наполненность строительного рынка различными современными аналогами, гипсовая лепнина и сегодня остается одним из популярнейших стройматериалов. Ее применяют не только для дизайнерского оформления фасадов, но и задействуют при внутренних отделочных работах.
Особенности:
Главным преимуществом гипса является природность его происхождения и экологическая чистота.
Гипс пластичен и с его помощью без особых усилий можно создавать изысканные и сложные архитектурные формы.
Изготовление лепнины с помощью готовых форм возможно производить своими руками прямо в процессе строительства.
К сожалению, гипсовые элементы имеют довольно значительный вес, который следует учитывать во время отделки. Массивную лепнину допустимо размещать лишь на прочных фасадах, оборудованных качественным фундаментом. Кроме того, значительный вес гипсовых изделий требует использования дополнительной техники, что приводит к удорожанию отделочных работ. Да и сами по себе декоративные элементы из такого материала стоят довольно дорого.
Элемент фасадного декора из гипса
Цены на различные виды гипсовых материалов
Гипсовая лепнина
Бетон и его разновидности
Бетон, как и гипс, в исходном состоянии обладает значительной пластичностью, позволяющей создавать на его основе весьма оригинальные архитектурные формы. Однако данный материал тоже весьма массивен, что приводит к появлению множества дополнительных неудобств во время отделочных работ.
Современный фасад, отделанный бетоном
Впрочем, современная промышленность позволила решить данную проблему, предоставив нам искусственно созданные аналоги: стеклофибробетон и полимербетон. Первый представляет собой пронизанный стекловолокном состав из сухих строительных смесей, имеющих цементную основу. В состав полимербетона, в свою очередь, входят размельченные натуральные стройматериалы с добавлением смол: песок, кварцевая мука, гранитная крошка. Таким образом эти два материала имеют в значительной степени меньший удельный вес, сохраняя при этом свою прочность.
Декор из стеклофибербетона легко может быть покрашен в любой цвет еще на этапе производства, посредством добавления красителя в его состав. Материал этот отличается высочайшей прочностью, выдерживает воздействие атмосферных осадков и ему не страшны резкие перепады температур. К механическим повреждениям стеклофибербетон также устойчив в большей степени, чем бетон обычный. Практически теми же полезными качествами может похвастаться и полимербетон.
Монолитный бетонный фасад с оригинальной отделкой
Цены на цемент и основы смесей
Цемент и основы смесей
Пенополиуретан и пенополистерол
Оба этих материала относятся к классу газонаполненных пластмасс, и, на первый взгляд, очень похожи между собой. Однако на практике их функциональные возможности во многом различны. Для более удобного сравнения рассмотрим таблицу:
Пенополистирол | Пенополиуретан |
---|---|
Экологическая чистота | |
При нагреве свыше 60 градусов выделяет химикат под названием фенол | Устойчив к температурному воздействию, сохраняет структуру и свойства при нагреве до 180 градусов включительно, не выделяя токсинов |
Пожарная безопасность | |
Довольно легко воспламеняется. В процессе горения распадается на части, что способствует быстрому распространению пламени. | Не является горючим материалом. |
Срок службы | |
Пенополистирол сохраняет свою функциональность не более 15 лет, проявляя заметное снижение характеристик уже после 10 лет использования. Способен оседать и сжиматься, меняя свою форму, что приводит к искажению фасадной геометрии. | Долговечен, невосприимчив к ультрафиолету, способен прослужить дольше несущих элементов конструкции дома. В течение всего периода эксплуатации не теряет своей функциональности, сохраняя изначальные характеристики. |
Удобство и простота монтажных работ | |
Хрупкость материала приводит к тому, что архитектурные элементы из пенополистерола часто ломаются при монтаже. В процессе монтажа требует использования специально предназначенных для данного материала клеящих составов. | Обладает более высокой прочностью. Прекрасно закрепляется посредством различных универсальных строительных составов. |
Устойчивость к атмосферным воздействиям | |
Повышенная влажность может привести к образованию грибка и плесени на поверхности элементов отделки. Способен впитывать влагу, что при резких падениях температуры приводит к ее замерзанию и последующему разрушению материала. | Обладает влагоотталкивающими качествами, что препятствует образованию плесени и преждевременному разрушению отделочного материала. |
Очевидно, что пенополиуретан для внешних отделочных работ подходит лучше пенополистирола. Именно поэтому последний находит свое применение, как правило, в процессе внутренней декоративной отделки.
Монтаж фасадного декора
Работа с различными материалами и фасадными элементами имеет свою специфику и ее лучше доверить профессионалам. Однако, в случае с пенополиуретановыми и пенополистироловыми материалами, особые навыки вам не потребуются. Монтаж элементов такого типа вполне можно выполнить самостоятельно. Ниже мы рассмотрим подробную инструкцию по фасадному оформлению здания, которая позволит вам разобраться в общих принципах проведения финальных отделочных работ.
Этап №1. Распределение комплектов фасадного декора | |
---|---|
Упакованные в стрейч комплекты деталей внешнего оформления фасадов в обязательном порядке подписывают и распределяют по узлам и элементам здания, согласно с заданным в архитектурном проекте планом. Поэтому, в первую очередь, рассортируйте каждый из наборов по окнам и прочим участкам фасада дома. | |
Этап №2. Предварительно распределите части каждого комплекта | |
Все элементы фасадного оформления имеют с обратной стороны артикул с наименованием. Ваша задача состоит в том, чтобы, ориентируясь на монтажную схему (дизайнерский проект), разобраться куда какая деталь должна быть в дальнейшем помещена и аккуратно разложить их по порядку на земле. | |
Этап №3. Выполните разметку элементных стыков на фасаде и подгонку деталей | |
Сначала с помощью маркера либо карандаша сделайте на фасаде отметки в местах расположения будущих соединений. Выполняя разметку помните о том, что стыки, в той или иной степени, будут заметны, поэтому их размещение обязательно должно быть симметричным. В качестве инструмента для порезки и подгонки элементов по размерам прекрасно подойдет острый нож либо ножовка с мелкими зубцами на полотне. Осуществите нарезку согласно предварительно сделанной разметке, учитывая при этом промежутки для стыков. Совет. Оставшиеся отходы не стоит сразу выбрасывать в мусор, они могут вам пригодиться при дальнейшей работе. | |
Этап №4 Монтаж крепежа (мультишипов) | |
Вдоль периметра окна (либо иного монтируемого элемента) прикрепите мультишипы, выдерживая шаг порядка 50 сантиметров. Задача этого крепежа — обеспечение надежной фиксации деталей на время высыхания клея. Помните о том, что продолговатые детали должны крепиться не менее чем на трех шипах. Даже для самых мелких частей декора следует предусмотреть минимум одну точку фиксации. | |
Этап №5 Предварительная примерка | |
Этот шаг нужен для того, чтобы подготовиться к сборке фасадного элемента и убедиться в корректности проведенной ранее подгонки деталей. Оденьте части декора на соответствующие им мультишипы по выполненной разметке, учитывая толщину швов используя плиточные крестики. Осуществлять «сухую» примерку рекомендуется в направлении снизу вверх. Если все выглядит хорошо, — приступаем к следующему этапу. | |
Этап №6 Обработка деталей клеем | |
Предварительно сняв собранный фасадный элемент с шипов, приготовьте специальный клеящий состав по прилагающейся инструкции. Гребенчатым шпателем равномерно нанесите готовый клей по всей обратной стороне и на торцах стыков монтируемой детали. | |
Этап №7 Сборка и монтаж фасадного элемента | |
Снизу вверх, как в случае «сухой» примерки, насадите части на соответствующие им мультишипы. Для получения идеально ровных стыков используйте плиточные крестики. Уберите в местах соединения лишний клей, оставив свободное место глубиной 0,5 см для акрилового герметика. Дождавшись полного высыхания клеящего состава, обработайте стыки герметиком. |
Видео — инструкция по монтажу фасадного декора
Вот и все. Процесс монтажа полностью завершен и остается лишь с удовольствием наблюдать результаты нашего кропотливого труда. Теперь, руководствуясь нашей инструкцией, вы спокойно сможете произвести многие фасадные работы самостоятельно. Надеюсь, мы смогли раскрыть для вас некоторые секреты строительного искусства и помогли углубить ваши здания в вопросе классификации и особенностей монтажа архитектурных элементов фасада.
СЛОВАРЬ АРХИТЕКТУРНЫХ ТЕРМИНОВ
АбсидаАлтарный выступ в восточной части храма, обычно полукруглый или граненый в плане
АлтарьВосточная часть внутреннего помещения церкви, отделенная стеной или иконостасом
АнтаблементВерхняя горизонтальная часть ордерной композиции, обычно поддерживаемая колоннами либо пилястрами. членится снизу вверх на архитрав, фриз и карниз
АрхитравНижняя часть антаблемента, его основание, опирающаяся обычно на капители колонн или непосредственно на стену
БазаОснование, нижняя опорная часть колонны, столба или пилястры, более широкая, чем их ствол
БалюстрадаОграждение лестниц, балконов, террас, состоящее из ряда невысоких фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами
БарабанВенчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие (с окнами – световой барабан)<br />венчающая часть здания, обычно цилиндрической или многогранной формы, имеющая купольное перекрытие (с окнами – световой барабан)
БусыОрнаментальный мотив в виде мелких шариков на одной линии, разделенных дисками того же диаметра
ВазонАрхитектурное украшение в виде вазы
ВолютаДекоративный мотив в форме спиралевидного завитка
ВосьмерикВосьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения, нередко на четырехугольном основании (восьмерик на четверике) (с окнами – световой восьмерик)
ГирькаДекоративное украшение арочного проема, обычно из резного камня, подвешенное и закрепленное на скрытом в кладке железном стержне. помещается на воротах, крыльцах или в оконных проемах
ГлаваНаружное декоративное завершение на барабанах купольных церквей
ГребеньУкрашение кровли в виде декоративного разорванного фронтона или ажурной решетки
ГульбищеНаружная терраса или галерея, часто открытая, обходящая здание с нескольких сторон на уровне подклета. встречается в церквях, трапезных и дворцах
Двусветный объемОбъем с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием
Декора) Совокупность средств и приемов в архитектуре, способствующих раскрытию ее идейно-художественного содержания; б) система украшений сооружения (фасада, интерьера)
ДынькаДекоративная деталь в русской архитектуре XIII–XVII вв., утолщение на столбах, колонках, в оконных и дверных наличниках, по форме напоминающее дыню
ЗакомараПолукруглое или килевидное (с заостренным верхом над серединой дуги) завершение части стены церковного здания; повторяет очертания расположенного за ней свода
ЗвонницаНадстроенное на храме или поставленное рядом с ним сооружение в виде стены с проемами для подвешивания колоколов
ИзразецВид облицовочной керамики; керамическая плитка из обожженной глины с рисунком, имеющая с оборота вид открытой коробки (румпу) для крепления в кладке
ИконостасСтена, составленная из нескольких ярусов икон, которые размещаются на горизонтально положенных деревянных брусьях; отделяет внутреннее помещение храма от алтаря
КаннелюрыВертикальные желобки на стволе колонны или на пилястре
КапительВерхняя часть колонны или пилястры
КарнизГоризонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания и защищающий стену от стекающей воды; также верхняя выступающая часть антаблемента в архитектурных ордерах
КартушУкрашение в виде щита или полуразвернутого свитка, на котором изображены герб, эмблема, надпись
КессоныНебольшие углубления геометрической формы на поверхности потолка, свода, арки
КокошникДекоративные закомары, располагающиеся на стенах, сводах, а также вокруг барабанов церковного здания; имеют полукруглые или килевидные очертания. часто кокошники располагаются ярусами
КолокольняСооружение при церкви для подвешивания колоколов, иногда в несколько ярусов
КубышкаДревнерусский декоративно-конструктивный элемент в виде массивного короткого столба с плавным расширением чуть выше основания<br />
КуполКонструкция покрытий (или само покрытие зданий и сооружений), имеющая форму, близкую к полусфере. купольные конструкции позволяют перекрыть значительные пространства без дополнительных промежуточных опор
ЛестницаФункциональный и конструктивный элемент здания, обеспечивающий вертикальные связи. Лестница состоит из ряда ступеней, как правило, в архитектуре является несущей конструкцией
Ложное окноНиша на стене, повторяющая размеры и очертания окна; иногда с помощью живописи имитируются переплеты рамы
ЛуковицаФорма покрытия церковной главы, напоминающая по силуэту луковицу
ЛюкарнаОконный проем в чердачной крыше или купольном покрытии. люкарны, имеющие декоративное значение, снаружи часто украшены наличниками, лепными обрамлениями
НавершиеВершина, маковка; резное украшение (фигурное навершие)
Наличникдекоративное обрамление оконного или дверного проема. состоит обычно из фронтона, двух вертикальных тяг (колонок или полуколонок) и подоконной части. наличник часто украшался резьбой
Ордер архитектурныйОпределенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка. несущий элемент – колонна, состоящая из капители, ствола и базы. несомые горизонтальные части составляют антаблемент, который образуют архитрав (нижняя часть), фриз (средняя часть) и карниз (верхняя выступающая часть). дорический ордер – один из основных архитектурных ордеров, для которого характерны сужающиеся кверху колонны с каннелюрами без баз и капитель в виде подушки. является важнейшим элементом монументальных композиций классической архитектуры. ионический ордер – один из основных архитектурных ордеров, имеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанным каннелюрами. отличительной особенностью является капитель в виде подушки с двумя волютами. фриз часто покрывался рельефом. коринфский ордер – наиболее утонченный среди архитектурных ордеров, для которого характерны изящные колонны с каннелюрами и базами, завершенные пышной капителью из узорчатых листьев и небольших волют. тосканский ордер – упрощенный вариант дорического ордера. имеет колонну без каннелюр и гладкий фриз
Палладианское окно (итальянское окно)Трехчастное окно с повышенной средней частью, иногда разделенное декоративными колонками. заимствовано из построек итальянского архитектора xvi в. а.палладио
ПапертьПлощадка перед входом в церковь
ПарапетНевысокая ограждающая стенка по краю крыши, балкона, крыльца, лестницы, набережной, моста
Певдоготический стильНаправление в архитектуре XVIII–XIX вв., возродившее архитектурные формы и декоративные мотивы, а иногда и конструктивные особенности западноевропейской готики
ПилоныМассивные столбы, служащие опорой перекрытий либо стоящие по сторонам входов или въездов
ПилястраПлоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба. пилястра имеет те же части (ствол, капитель, база) и пропорции, что и колонна; служит для членения плоскости стен
ПодклетНижний этаж церкви или жилого дома, обычно имеющий служебно-хозяйственное назначение
ПолуколоннаКолонна, выступающая за пределы стены на половину своего диаметра
ПорталДекоративно оформленный вход в здание. перспективный портал – обрамление входа в виде ряда уходящих в глубину стены уступов
ПортикВыступающая из стены обычно перед входом в здание колоннада, несущая перекрытие. часто завершается фронтоном
ПосадПоселение, расположенное вне стен центрального городского укрепления (кремля)
ПрестолНеподвижный четырехугольный стол в центре алтаря, покрытый тканями с религиозной символикой; на нем находятся евангелие с напрестольными крестами по сторонам и дарохранительница
ПриделНебольшая бесстолпная пристройка со стороны северного или южного фасада церкви, имеющая дополнительный алтарь для богослужения<br />
ПритворВходная пристройка к церковному зданию
РаковинаДекоративный лепной элемент в виде раковины (обычно веерное заполнение закомары или полукруглого верха ниши)
РепьиДекоративные металлические розетки со звездчатым краем
Романский стильВозник в X–XIII вв. в западноевропейских странах. характерные особенности: массивные стены, редкие и узкие проемы окон, высокие башни, ставшие одним из главных элементов архитектурной композиции, скромный декор в виде аркатурных поясов
РотондаКруглая постройка, завершенная куполом
Рустовка (рустика)а) Рельефная кладка или облицовка сооружения рустом – камнем с грубо отесанной выпуклой лицевой поверхностью; б) декоративная обработка стенной поверхности, напоминающая кладку из крупных камней или имеющая вид горизонтальных полос равной высоты, рельефно выступающих над фоном
СводПространственная конструкция, перекрытие или покрытие сооружений, имеющее геометрическую форму выпуклой криволинейной поверхности: а) цилиндрический — образует в поперечном сечении полукруг; б) крещатый — образуется пересечением двух цилиндрических сводов; в) сомкнутый — образуется наклонным по заданной кривой продолжением стен; г) купольный — представляет собой полное полушарие
СлободаПригородное поселение, расположенное вдоль дороги, ведущей в город, за посадом
СлухиПроемы в шатре колокольни
СтилобатСтупенчатое основание архитектурного сооружения или скульптурного монумента
СтрельчатыйИмеющий заострение при пересечении двух симметричных дуг
Трапезнаяа) В монастырях – общая столовая с церковью при ней; русские трапезные XVI-XVII вв. представляют собой большие залы с открытыми террасами и лестницами; б) западная пристройка к церкви
Трехлопастное завершениеОчертание кровли в виде трех дуг, из которых средняя опирается на концы боковых, зеркально повторяющих друг друга
УрочищеУчасток местности, отличающийся от окружающих какими-либо естественными признаками (например, болото, лес среди поля)
ФестоныДекоративное лепное украшение в виде зубчатого или волнистого узора, гирлянды
ФилёнкаДекоративная прямоугольная рамка или выемка в поверхности стены или пилястры
Фриза) Средняя горизонтальная часть антаблемента; б) декоративная композиция (изображение или орнамент) в виде горизонтальной полосы на верху стены
ФронтонЗавершение (обычно треугольное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания. декоративные фронтоны украшают двери и окна зданий. у разорванного фронтона для декоративного эффекта прерваны скаты
ХорыВерхняя открытая галерея, балкон внутри церкви, а также в парадном зале
ЦокольНижняя, обычно несколько выступающая часть наружной стены здания, сооружения, памятника, лежащая на фундаменте
ЧетверикЧетырехгранное (иногда квадратное) в плане сооружение. в композициях многих шатровых и ярусных храмов сочетается с восьмериком. двусветный четверик – с двумя горизонтальными рядами окон, не разделенными в интерьере перекрытием
ШатерПокрытие в виде высокой четырехгранной или многогранной пирамиды
Шлемовидная главаБлизкое полусфере криволинейное покрытие барабана, плавно переходящее в острие на ее вершине, напоминающее очертаниями шлем
ЩипецДвускатный верх стены, переходящий без выступов в ее основную плоскость
ЯрусГоризонтальное членение фасада, обычно соответствующее этажу здания, а также ряд кокошников в церковном здании
Как читать фасады домов: архитектурная азбука, страница-6
- Зачем построен этот дом?
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А — Г
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д — З
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И — Н
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О — С
- Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т — Я
Т — Тяга
Тяга — горизонтальный или вертикальный поясок, выступ (обычно штукатурный или каменный), членящий стены зданий или обрамляющий панно и потолки. Как правило, тяга состоит из архитектурных обломов.
У — Уши
Уши — криволинейные или прямоугольные выступы наличника, симметрично расположенные по разные стороны от верхней части проема.
Ф — Фронтон
Фронтон — треугольное завершение фасада здания, портика, колоннады. По бокам его ограничивают два ската, а у основания — карниз. Поле фронтона (тимпан) часто украшают скульптурой или лепниной. Обычно фронтон используют для декора дверей и окон зданий.
Фронтон может быть килевидным (напоминать перевернутый киль корабля), лучковым (напоминать натянутый лук), полукруглым (с полуциркульным завершением), прерванным (с горизонтальным карнизом, прерываемым для вставки, например, окна), разорванным (обрамление которого разорвано в одном или нескольких местах), раскрепованным (с выступающими вперед частями), самцовым (сложенным из бревен), ступенчатым (в виде уменьшающихся кверху ступеней), трапециевидным (в виде трапеции), треугольным (в виде равнобедренного треугольника). Ряд треугольных кровель-фронтонов образуют фронтонный пояс. Украшает фронтон акротерий —насадка на острие, конце или вершине в форме вьющихся растений или скульптурных фигур.
Х — Хоры
Хоры — балкон, галерея или лоджия внутри парадного зала или в церкви.
Ц — Цоколь
Цоколь — лежащая на фундаменте нижняя, обычно немного выступающая, утолщенная часть наружной стены здания. Обычно его декорируют. Цоколь может быть ступенчатым, и тогда его называют стереобатом, а его верхнюю ступень стилобатом.
Ч — Четверик
Четверик — в русской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций зданий. Нередко четверик сочетается с восьмигранной частью (восьмериком) — так называемый, «восьмерик на четверике».
Ш — Шпиль
Шпиль — вертикальное и остроконечное завершение зданий в виде сильно вытянутого вверх конуса или пирамиды. Часто шпиль венчают флагом, флюгером (вращающееся завершение, которое показывает направление ветра), эмблемой или скульптурой.
Щ — Щипец
Щипец — верхняя часть торцевой стены здания, ограниченная двумя скатами крыши и, в отличие от фронтона, не отделенная снизу карнизом. В готической архитектуре остроконечный щипец называют также вимперг. Поле вимперга украшают ажурной или рельефной резьбой, по краям вимперг обрамляют каменными деталями и венчают флероном (крестоцветом — украшением в виде стилизованного цветка, как правило образованного четырьмя ответвлениями-краббами от вертикального стержня).
Ъ — Контрофорс
Контрфорс — вертикальный выступ или ребро, усиливающее стену. Также это может быть отдельно стоящая опора, связанная со стеной аркбутаном (наружной полуаркой). Внешняя поверхность контрфорса может быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной, увеличивающейся к основанию. Контрфорсы строили в виде устоев, примкнутых к стенам вокруг всего сооружения на некотором расстоянии друг от друга. Их пристраивали в тех местах, где в стену упираются подпружные арки, несущие своды и барабан купола — то есть нагрузка на стену наибольшая.
Ы — Бойницы
Бойницы — отверстия в крепостных стенах для стрельбы. Одной из разновидностью стали машикули — навесные бойницы. Также в качестве бойниц использовали зубцы (мерлон) — выступы крепостной стены или башни в форме «ласточкин хвост» (с раздвоением в верхней части). Сейчас бойницы утратили оборонительное значение. Теперь их используют только как декоративный элемент.
Ь — Консоль
Консоль (кронштейн) — выступ в стене, поддерживающий другие выступающие части здания, например, балкон или карниз. Обычно кронштейны и консоли декорируют.
Э — Эркер
Эркер — закрытая выступающая из плоскости стены часть здания в несколько этажей или во всю высоту фасада кроме первого этажа. Эркеры появились из-за нехватки места на тесных европейских улицах. Тогда, чтобы увеличить жилую площадь, у зданий появились выступающие части на уровне второго этажа и выше.
Обычно эркер снабжен окнами, но может быть остеклен по всему периметру. Выступающий из стены балкон — по сути тоже эркер. Этим он отличается от лоджии — открытого с одной или нескольких сторон углубленного помещения.
Ю — Юбка
Юбка — карниз или козырек по всему периметру здания.
Я — Ярус
Ярус — этаж. Бельэтаж — второй снизу, после цокольного, этаж здания. Обычно он более высокий, чем первый, и в нем располагают парадные анфилады комнат. А над зданием обычно строят цилиндрический бельведер, откуда открывается далекий вид. Это может быть и ротонда — круглая в плане постройка с куполом, по периметру которой обычно расположены колонны.
Страница 6 из 6«‹23456Понимание языка и элементов дизайна | WBDG
Обзор
В конце 19 века чикагский архитектор Луи Салливан писал: «Форма следует за функцией». Это изречение стало одним из главных призывов современного дизайна 20 века и остается одним из самых известных архитектурных афоризмов сегодня.
Салливан имел в виду, что форма здания является естественным следствием функциональных требований. Многим это заявление, казалось, отстаивало стиль чистого утилитаризма.
Фрагмент здания Уэйнрайт Луи Салливана — ул. Луи, Миссури
Но даже беглый взгляд на собственную архитектуру Салливана показывает некоторые из величайших украшений в американской архитектуре. Это наблюдение придает вес контраргументу: (*) существует несколько способов выполнения одной и той же функции (перемещение людей с первого этажа на второй; включение света в комнату; изготовление петель). После выбора одного из этих путей в игру вступают эстетические соображения.Архитектор отвечает за объединение всех этих элементов в единый проект здания.
С доколумбовых цивилизаций и средневековья до наших дней люди строили общественные памятники и частные строения, чтобы обеспечить убежище, облегчить повседневное выживание или ускорить управление. И в каждый период эти функциональные здания также воплощали принципы красоты своих культур — и, возможно, менее явно, их основные убеждения относительно духовности, структур власти или гражданской активности.Проще говоря, они одновременно исполняли роли и занимались эстетикой. Следует также иметь в виду, что архитектурное выражение ограничено или, в некоторых случаях, сформировано техническими, экономическими и социальными условиями.
Тогда особенно сложно представить себе здания в наши дни. Изменение культурных ценностей дает лишь предварительные ориентиры для оценки, а визуальные проявления этих ценностей — иными словами, стили — еще менее конкретны. Однако были попытки кодифицировать стандарты современных эстетических достижений.Например, в школах преподают визуальную композицию. Кроме того, попытки разработать концептуальные стандарты включают Руководящие принципы для федеральной архитектуры , которые президент Кеннеди подписал в 1962 году. Среди прочего, руководящие принципы выступают за то, чтобы общественные здания отражали достоинство, предприимчивость, энергичность и стабильность федерального правительства. воплощая при этом лучшую современную архитектурную мысль; избегать официального стиля и выражать дух местности; обеспечить физическую доступность для всех людей; и включить работы живых американских художников.Другими словами, в документе архитекторам рекомендуется придерживаться демократических ценностей, стремиться к инновациям и индивидуальности, а также обеспечивать выход для разнообразных проявлений творчества.
Язык эстетики
Относительно легко определить, содержит ли данный проект необходимую площадь в квадратных футах или правильное количество комнат. Однако сложный характер эстетики затрудняет разговор. Чтобы помочь в этом процессе, архитекторы и дизайнеры делятся словарным запасом, который помогает им преобразовывать сложные идеи в короткие фразы.Эта терминология позволяет членам проектной группы хорошо понимать и общаться визуально и устно для выработки успешных решений. Более того, терминология помогает клиентам и строительным пользователям лучше понимать эстетику как архитектурный язык: способ, которым отдельный архитектор или вся культура выражает ценности, заключается в том, как отдельные слова становятся формами, а в том, как эти осязаемые части соединяются в структуру предложения. и грамматика.
Хотя это не исчерпывающий список терминологии дизайна, ниже вы найдете краткие описания основных элементов дизайна.
Церковь Санта-Мария-Новелла во Флоренции, Италия, построенная между 1456 и 1470 годами, является прекрасным образцом готической архитектуры с фасадом в стиле итальянского Возрождения, созданным Леоном Батистой Альберти.
Типичные строительные элементы
- По вертикали:
- Стена, арка, перемычка балки, Quoin, колонна, заказы
- Основание, вал, капитель
- Окно, дверь
- По горизонтали:
Стиль
Стиль — это особая манера самовыражения или мода в определенный период истории.В архитектуре исторические стили часто обозначаются особым названием, например, барокко, викторианский стиль или международный стиль.
Форма
Масса и форма определяют форму. Масса относится к объему, определяемому конструкцией по отношению к ее окружению, ее прочности и весу. Форма — это композиция и сложность плоскостей поверхности.
Материалы
Строительные материалы как для наружных, так и для внутренних работ следует выбирать на основе их соответствия типу здания, прочности, воздействия на окружающую среду, климатических условий, а также преобладающего архитектурного дизайна и характера сооружения.
Дополнительные ресурсы
Полезные вводные сведения об архитектурном проектировании, процессе проектирования и принятии проектных решений включают следующее:
Публикации
- Архитектура: форма, пространство и порядок, 4-е издание , Фрэнсис Д.К. Чинг. Нью-Йорк, Нью-Йорк: John Wiley & Sons, 2014. .
- Архитектура хорошо закаленной среды Рейнера Бэнхэма. Чикаго: Издательство Чикагского университета, 1969.
- Опыт архитектуры С.Э. Расмуссен. Лондон, Англия: Chapman & Hall Ltd, 1959.
- Как здания учатся Стюарт Брэнд. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Викинг. 1994.
- * Природа дизайна Дэвида Пая. Лондон, Англия: Studio Vista, 1964.
- Язык шаблонов Кристофера Александра, Сары Исикава, Мюррея Сильверстайна, с Максом Якобсоном, Ингрид Фиксдал-Кинг и Шломо Ангел. Oxford University Press, 1977.
- Прецеденты в архитектуре: аналитические диаграммы, формирующие идеи и партии, 4-е издание Роджер Х.Кларк и Майкл Пауза. Хобокен, Нью-Джерси: Wiley, 2012.
- Две культуры и научная революция К.П. Снег. Нью-Йорк, Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1959.
Глоссарий архитектурных терминов
Архитектурные объекты
ЗАКАЗОВ АРХИТЕКТУРЫ
Прочтите текст:
(1) Первым шагом в архитектуре была просто замена деревянных столбов каменными и перевод столярных и кирпичных структурных форм в каменные эквиваленты.Это дало возможность выразить пропорции и узор. Это выражение в конечном итоге приняло форму изобретения или эволюции каменных архитектурных орденов. Эти порядки, или расположения определенных типов колонн, поддерживающих верхнюю секцию, называемую антаблементом, определили узор столбчатых фасадов и верхних частей, которые сформировали основную декоративную оболочку зданий .
(2) Греки изобрели дорический, ионический и коринфский ордены.Римляне адаптировали все греческие ордена, а также разработали два собственных ордена — тосканский и составной (рис. 3.1).
(3) Самый старый орден, дорический, подразделяется на греческий дорический и римский дорический. Первый — самый простой и имеет безосновные колонны, как у Парфенона. Роман дорический имел основу и был менее массивным.
(4) И дорический, и ионический орден, по-видимому, произошли из дерева. Храм Геры в Олимпии — старейший хорошо сохранившийся храм дорической архитектуры.Он был построен сразу после 600 г. до н.э. Дорический орден долгое время оставался любимым орденом материковой Греции и западных колоний и мало изменился за свою историю. Ионный порядок возник позже, в восточной Греции. Приблизительно в 600 г. до н.э., в Малой Азии, первые намеки на этот стиль появились в каменных колоннах с капителями, искусно вырезанными в цветочных обручах. Порядок всегда был более суетливым и менее стереотипным, чем у Дорика. Ионические храмы 6 -го века превосходят по размеру и убранству даже самых амбициозных из своих классических наследников.Таковы были храмы Артемиды в Эфесе в Малой Азии и последующие храмы Геры на острове Самос.
(5) Коринфский орден зародился в 5 -м гг. До н.э. в Афинах. У него была ионическая столица, украшенная листьями аканта. В общих пропорциях он очень похож на Ionic. Впервые коринфский ордер был использован для экстерьера храма. Благодаря тому, что он одинаково смотрится в четырех направлениях, он был более приспособлен к поворотам, чем Ionic. Греческих примеров коринфского ордена немного.Римляне широко использовали его за эффектность. Самый ранний известный экземпляр коринфского ордена, использованный на внешней стороне, — это памятник Лисикрату в Афинах, 335/334 г. до н.э.
(6) Упрощенная версия римского дорического ордена — это тосканский орден, который имеет очень простой дизайн, с гладким стержнем и простой капителью, основанием и фризом. Для тосканского ордена характерны вал без канавок и капитель, состоящая только из эхина и абака. По пропорциям он похож на дорический ордер, но в целом значительно проще.Высота колонны обычно составляет семь диаметров. На фоне других орденов тосканский орден выглядит наиболее солидно. У него менее декорированный фриз и отсутствие мутул на карнизе.
(7) Составной орден также является позднеримским изобретением, сочетающим волюты ионического ордера с листьями коринфского ордена. До Возрождения его не причисляли к отдельному заказу. Вместо этого он считался позднеримской формой коринфского ордена. Колонна Составного ордера имеет высоту десяти диаметров.
Назначения:
BBC — История — История британской архитектуры
Средние века — 1066 и все такое
Архитектура — это эволюция, а не революция. Раньше считалось, что после того, как римляне покинули Британию в V веке, их элегантные виллы, тщательно спланированные города и чудеса инженерной мысли, такие как стена Адриана, просто пришли в упадок, когда британская культура погрузилась в темные века.Чтобы вернуть свет, потребовалось нормандское завоевание 1066 года, а средневековые готические строители соборов сыграли важную роль в возрождении британской культуры.
Великие соборы и приходские церкви, вознесшие свои башни к небу, были каменными актами преданности …
Однако правда не так проста. Романо-британская культура — включая архитектуру, язык, религию, политическую организацию и искусство — выжила еще долго после ухода римлян.И хотя у англосаксов был свой собственный сложный строительный стиль, мало что сохранилось, чтобы засвидетельствовать их достижения, поскольку подавляющее большинство англосаксонских зданий были деревянными.
Тем не менее, период между высадкой норманнов в Певенси в 1066 году и днем в 1485 году, когда Ричард III потерял лошадь и голову в Босворте, что положило начало эпохе Тюдоров и раннего Нового времени, знаменует собой редкий расцвет британского строительства. И это тем более примечательно, что основной идеей средневековой архитектуры был «соответствие цели».Великие соборы и приходские церкви, возносившие свои башни к небу, были не только каменными актами благочестия; они также были чрезвычайно функциональными зданиями. Замки служили своей конкретной цели, а их зубчатые стены и башни служили скорее для использования, чем для украшения. Однако беспорядочные особняки позднего средневековья были в первую очередь домами, и их владельцы добивались уважения и сохранения статуса благодаря своему гостеприимству и благородству, а не величию своих построек.
Целенаправленная пригодность также характерна для домов бедных слоев населения.Такие люди не имели большого значения для правящей элиты, как и их дома. Это были темные примитивные постройки из одной или двух комнат, обычно с грубыми деревянными каркасами, низкими стенами и соломенными крышами. Они не были рассчитаны на длительный срок. И они этого не сделали.
Здания средневековья
Белая башня , в самом сердце Лондонского Тауэра, была заложена епископом Гундульфом в 1078 году по приказу Вильгельма Завоевателя. Строение было завершено в 1097 году и стало колониальной цитаделью и мощным символом норманнского господства.
Кафедральный собор Дарема был начат епископом Вильгельмом де Сент-Карилефом в 1093 году и завершился около 1175 года. Хор был расширен в готическом стиле между 1242 и 1280 годами. Мускулистые колонны и круглые арки делают Дарем одним из самых внушительных нормандских зданий в Англии. .
Хэддон-Холл , Дербишир, вероятно, был основан в 12 веке, но в разное время вплоть до 16 века был реконструирован и адаптирован.Затем он был тщательно восстановлен в начале 20 века. Хэддон демонстрирует качество, которое характеризует великий средневековый дом, в котором функция определяет форму.
Часовня Королевского колледжа , Кембридж, охватывает переходный период от Средневековья до Тюдоров. Его фундамент был заложен в 1446 году Генрихом VI, а постройка с кружевными перпендикулярными веерными сводами была завершена к 1515 году во время правления Генриха VIII. Окна установили в 1546-7 гг.
Тюдоры — величественная и любопытная работа
В каком-то смысле здания 16 века также соответствовали назначению — только теперь назначение было совсем другим. В частности, в домашней архитектуре здания использовались для демонстрации статуса и богатства, как отмечал Уильям Харрисон в своем Описание Англии (1577):
.Каждый хочет поставить свой дом на холме, чтобы его видели издалека, и бросать лучи своей величественной и любопытной работы во все районы страны.
Это величавое и любопытное мастерство проявило себя по-разному. Повышенное чувство безопасности привело к появлению более внешних зданий, в отличие от средневекового устройства, где потребность в защите создавала дома, обращенные внутрь во двор или ряд дворов. Это позволило значительно расширить возможности внешнего орнамента. Сами комнаты, как правило, были больше и светлее — как дорогой товар, использование больших пространств стекла само по себе было признаком богатства. Также было общее движение к сбалансированным и симметричным фасадам с центральными входами.
Несмотря на строительный бум, Ренессанс, как правило, медленно приходил в Англию …
Кроме того, наблюдается прогресс в создании более стабильных и сложных домов для тех, кто ниже по социальной лестнице. Камень, а позже и кирпич, начали заменять дерево в качестве стандартного строительного материала для домов фермеров, торговцев и ремесленников.Еще раз процитируем Харрисона:
Почти каждый человек является строителем, и тот, кто купил какой-нибудь небольшой участок земли, пусть он никогда не был таким маленьким, не успокоится, пока не снесет старый дом (если он там стоял) и не построит новый по собственному устройству.
Несмотря на строительный бум, эпоха Возрождения, как правило, медленно приходила в Англию, в основном потому, что сложные отношения Елизаветы с католической Европой затрудняли свободный обмен идеями.