Глиняных: Письмена на глиняных табличках — урок. История, 5 класс.

Содержание

САМЫЕ ПЕРВЫЕ КНИГИ (глиняные таблички) — Национальная библиотека им. А. М. Амур-Санана

   Человек всегда стремился что-то творить: он создавал картины и скульптуры, возводил дворцы и храмы. Но ценнее всего представлялись людям собственные мысли, которые он тоже хотел сохранить для своих потомков. Для этого и были придуманы КНИГИ. Но обо всём по порядку…

     Изобретение письменности – величайшее достижение человечества! Оно относится к глубокой древности. Путь к ней был долгим и сложным. Далеко не сразу появились те системы письма, которые существуют в наше время. Иногда люди вместо письма посылали друг другу различные предметы.

    Греческий историк Геродот, живший в V в. до н. э., рассказывает о «письме» скифов к персидскому царю Дарию. Скифский гонец пришёл в лагерь персов и положил перед царём подарки, «состоящие из птицы, мыши, лягушки и пяти стрел». Скифы не умели писать, поэтому так выглядело их послание. Дарий спросил, что означают эти дары. Гонец ответил, что ему велено вручить их царю и сразу вернуться обратно. А персы должны сами разгадать смысл «письма». Долго совещался Дарий со своими воинами и наконец сказал, как он понял послание: мышь живёт в земле, лягушка живёт в воде, птица подобна лошади, а стрелы — военная храбрость скифов. Таким образом, решил Дарий, скифы отдают ему свою воду и землю и покоряются персам, отдавая свою военную храбрость. Но военачальник персов Гобрий иначе растолковал «письмо»: «Если вы, персы, не улетите, как птицы в небеса, или подобно мышам не скроетесь в землю, или подобно лягушкам не ускачете в озёра, то не вернетесь назад и падете под ударами наших стрел».

     Как видите, предметное письмо можно толковать по-разному. История войны Дария со скифами показала, что правым оказался Гобрий…

     Собственно письмо, письмо начертательное началось с рисунков. Письмо рисунками называется пиктографией (от латинского pictus — живописный). Рисунок-пиктограмма обычно обозначает или какую-нибудь жизненную ситуацию, например охоту, или животных и людей, или различные предметы — лодку, дом и др. Мы видим, что всё наглядное находит отражение в пиктографии, отвлечённые понятия если и передаются, то трудно расшифровываются, а порою их и вовсе невозможно разгадать.

   С развитием цивилизации появляется необходимость передавать и фиксировать сложные сообщения, и тогда возникает идеография — письмо понятиями (от греческого idea — идея). Этот способ письма отражает речь более точно, чем пиктографическое. Важнейшим отличием идеографии от пиктографии следует считать не форму знаков, а их значение.

     Примерами идеографического письма являются древнейшее шумерское (клинопись – сочетание знаков-клиньев), древнейшее китайское письмо, а также цифры, математические, химические, астрономические и другие научно-технические знаки.

    Самым долговечным и прочным материалом, на котором можно было писать, в древние времена была глина. Самые первые книги – это глиняные таблички, которые появились более пяти тысяч лет назад в Месопотамии (долина между реками Тигр и Ефрат). Именно здесь во время раскопок археологами было найдено множество письменных источников. Учёные считают, что именно в Месопотамии раньше, чем где-либо возникла письменность. Сочинения или летописи записывали на небольших глиняных табличках размером – 32 на 32 см и толщиной – 2,5 см. На мягкой и влажной глине выдавливали острой палочкой слова-значки. Потом таблички сушили и обжигали в печах, как горшки, получался настоящий плоский кирпич. Из десятка, а иногда из сотни таких «страниц» создавались книги. Такие книги писались в древних государствах Месопотамии и Ассирии.

     В тексты глиняных книг после обжига внести изменения уже было невозможно, так как после этого они приобретали прочность камня. Готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик – древнейший книжный переплёт. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей – своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги – клинописные перечни хранящихся книг. Ими пользовались в Древней Месопотамии и Риме.

    Немало библиотек было из глиняных книг. До наших дней дошли сведения о сказочно богатой библиотеке ассирийского царя Ашшурбанипала (669 – 633 гг. до н. э.), в которой хранились десятки тысяч книг по различным отраслям знаний: математике, истории, медицине, географии и т. д. Во время пожара царский дворец погиб в огне, но глиняные книги уцелели. С их помощью учённые смогли узнать историю древних государств в Месопотамии, а многие литературные произведения Шумера, Ассирии, Вавилона вошли в золотой фонд мировой литературы.

Список литературы

1.Я познаю мир: История древнего мира: детская энциклопедия / [А. Б. Преображенский; под общ. ред. Е. М. Ивановой; худож. А. А. Румянцев, Ю. А. Станишевский]. – Москва: АСТ: Астрель, 2002. – 400 с.: ил. – Текст: непосредственный.

2.Я познаю мир: История вещей: детская энциклопедия / [Н. Орлова, К. Буровик; под общ. ред. Е. М. Ивановой; худож. Е. Дягерева, Л. Сильянова]. – Москва: АСТ: Астрель, 2002. – 509 с.: ил. – Текст: непосредственный.

3.Я познаю мир: История ремесел: детская энциклопедия / [Е. Пономарев, Т. Пономарева; под общ. ред. Е. М. Ивановой; худож. А. А. Румянцев, Ю. А. Станишевский]. – Москва: АСТ: Астрель, 2000. – 416 с.: ил. – Текст: непосредственный.

5.Что такое. Кто такой. Детская энциклопедия. В 3 томах. Т. 1: А-Ж / [сост.: В. С. Шергин, А. И. Юрьев; гл. ред. Е. Б. Куркин; гл. худож. Н. Е. Ильенко]. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва: Современная педагогика, 2004. – 519, [1] с.: цв. ил., карт., портр. – Текст: непосредственный.

5.Шуйская, Ю. В. Обо всём на свете: [науч.-попул. изд. для детей] / [Ю. В. Шуйская, отв. ред. Н. Н. Малофеева]. – Москва: Росмэн, 2006. – 200 с.: цв. ил. – Текст: непосредственный.

6.Великие цивилизации: [науч.-попул. изд.] / [пер. с итал. Л. В. Золоевой]. – Москва: Астрель: АСТ, 2002. – 48 с.: цв. ил., табл.; 29 см. – (Всё обо всём). – Текст: непосредственный.

7.Утевская, П. Слов драгоценных клады: рассказы о письменности: [для старш. школ. возр.] / Паола Утевская; [пер. с укр. М. Ф. Мусиенко И Р. И. Рубиннштейн; предисл и науч. ред. Р. И. Рубинштейн; худож. В. Л. Освер]. – Москва: Дет. лит., 1985. – 191 с.: ил., портр. – Текст: непосредственный.

8.Популярный энциклопедический иллюстрированный словарь. Европедия / [под общ. ред. В. В. Овчинникова]. – Москва: ОЛМА-ПРЕСС, 2004. – 1167 с.: цв. ил., карт. – Текст: непосредственный.

9.Павлов, И. Про твою книгу: [науч.-попул. изд. для сред. школ. возр.] / [И. П. Павлов, отв. ред. Н. Г. Фефелова; рис. и макет Б. Буракова]. – Ленинград: Дет. лит.: Ленингр. отд-ние, 1991. – 111,[1] с.: ил, [4] л. цв. карт. – (Знай и умей). – Текст: непосредственный.

материал подготовлен Гаряевой Н.А.

В чем смысл амфорного виноделия, какие вина из глиняных сосудов достойны внимания

Казалось бы, вот тебе и стальные чаны с контролем температуры, и пневматические прессы, и прочее современное оборудование. Но нет, виноделы активно ударяются в прошлое и упражняются с амфорами, глиняными сосудами, в которых делали вино еще 6000 лет назад. Об этом свидетельствуют найденные черепки амфор и следы культурного винограда на территории современной Грузии. Кроме того, осколки древних глиняных горшков находили на виноградниках Португалии, Испании, Франции и Италии.

Долгое время основным столпом амфорного виноделия была Грузия. Уже оттуда практика распространилась по всей Европе: Италии, Словении, Австрии, Франции, Испании и Португалии. Поклонников горшочков можно встретить как в развивающихся регионах, так и классических, вроде Бордо и Шампани.

Резонный вопрос – зачем вообще нужны горшочки виноделам? Для некоторых амфоры – целая философия. Философия минимального вмешательства в виноделие, использования исключительно натуральных материалов. Культовый винодел из Фриули Йошко Гравнер говорит, что «терракота оголяет все недостатки вина так же, как и подчеркивает его достоинства».

Для других виноделов – это исторический реверанс. Дескать, так делали предки, и я так буду делать. Особенно это работает, если выкапываешь на территории виноградника осколки древних сосудов. Для кого-то амфоры – любопытный энологический эксперимент, желание сделать что-то новое, раскрыть потенциал винограда. Не надо забывать и о тех, кто хотят держать нос по ветру или «выстрелить», пока амфоры в моде.

Хорошо, с целями все более-менее понятно. А в чем же смысл амфоры в практическом плане? Тут эксперты-теоретики объясняют, что сделанные из глины сосуды имеют поры, поэтому воздухопроницаемы и, вероятно, обеспечивают микрооксидацию вина, сравнимую с тем, что происходит при винификации и выдержке в дубовых бочках, но при этом без влияния дуба на вкус. Это весомый аргумент. Но достаточно часто, и в первую очередь в самой Грузии, амфоры изнутри обрабатывают пчелиным воском, так что «поры» в глине «не работают».

Виноделы-практики могут заметить, что амфора обеспечивает особый температурный режим сусла без внешнего термоконтроля, поскольку глина отличается высокой теплопроводностью. А эзотерики легко обоснуют, что вся соль – в форме амфоры, приближенной к яйцу, и споют оду ее плавным абрисам, в которых особенным образом заворачиваются потоки энергии.

Как амфоры применяются на практике

Вариантов производственной цепочки с использованием амфор несколько. Виноград, как с гребнями, так и без, может бродить в амфоре. В интерпретациях кахетинского метода белый виноград загружают в квеври целыми кистями, без гребнеотделения. Брожение и выдержка проходят со всей массой мезги. После окончания брожения вся масса оседает на дно сосуда, который тщательно закупоривают до весны, то есть на 4-6 месяцев. В современной интерпретации все чаще виноград загружают без гребней, чтобы избавиться от лишней терпкости. Такой винодельческий процесс – предмет гордости грузинов, тем более, что в 2013 году кахетинский метод был уже официально признан и включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Некоторые виноделы предпочитают выдерживать вино в амфорах без мезги и переливают его в другую глиняную емкость. Культовый винодел из Фриули Йошко Гравнер и его сосед Паоло Водопивец после выдержки вина в сосудах отправляют его в дубовые бочки. Иногда вино в амфорах только бродит, а как только успокаивается, отправляется в дуб, как на армянской винодельне Voskevaz. На винодельне Zorah, тоже в Армении, предпочитают ферментировать сусло в цементных яйцах, а уже после этого выдерживать вино в карасах. И наконец, особо хитрые могут сбраживать и выдерживать в терракоте лишь часть винограда, особенно, если речь идет о бленде нескольких сортов.

Амфорные вариации

Помимо сложных порой манипуляций винодел также выбирает свой тип амфоры. Заглянув только в один погреб Domaine de l`Ecu (Долина Луары) можно увидеть небольшие горшочки по 160 и 350 л или большие сосуды на 1000 л. Амфоры отличаются по форме, составу глины, толщине стенок. Все эти факторы, по мнению виноделов, существенно влияют на вино.

К тому же перед виноделами встает вопрос: закапывать горшок в землю или нет? Согласно кахетинскому методу, квеври глубоко запрятаны в землю – виднеется только горлышко. Таким образом создается этакий температурный контроль. Итальянка Элизабетта Форадори держит свои горшки в специальных сотах, у тосканцев Petrolo они спокойно стоят на «своих двоих». А в Zorah одни карасы немного выглядывают из земли, а другие располагаются на треножниках.

Чем отличается амфорное вино от оранжевого

Люди часто путают понятия амфорного и оранжевого вина, мол, «все равно одна фигня». На самом деле важно понимать, что амфорное вино не всегда оранжевое, а оранж – не всегда сделан в амфоре. Янтарный цвет вино приобретает из-за ферментации белых сортов на шкурке, а не из-за контакта с амфорой. Как вы знаете, обычно при производстве белых вин кожица не участвуют в процессе – ее почти сразу отбрасывают после прессования. Но как раз в шкурке, даже белого сорта, и находятся танины и красящие вещества.

Амфорное вино из белых сортов чаще всего будет оранжевым, но при этом в горшочках экспериментируют и с красными винами. Посмотрите, например, на Foradori и их вина из автохтонного сорта терольдего или Petrolo и их кюве из санджовезе.

8 амфорных вин, которые стоит попробовать


Слева направо: Besini Qvevri White; Vodopivec Solo Venezia Giulia IGT; COS Pithos Rosso Vittoria Rosso DOCG; Лефкадия Амфорное

Besini Qvevri White

Грузия, Кахетия
Ркацители 100%
Ферментация на гребнях и выдержка 12 мес. в амфорах

Хозяйство Besini привержено самым передовым винодельческим технологиям во всем, начиная от высадки виноградников по бордоским канонам и заканчивая суперсовременной винодельней, возведенной с нуля за последние несколько лет. Производство вин в квеври компания начала в 2015 году и каждый год наращивает парк сосудов.

Вина из квеври получаются сбалансированными, чистыми, без дефектов. В бокале вас ждет насыщенный вкус и обаятельный финиш с абрикосовым оттенком.

Vodopivec Solo Venezia Giulia IGT

Фриули, Италия
Витовска 100%
Ферментация в амфорах, выдержка 23 мес. в славонском дубе

Паоло Водопивец по следам своего великого соседа Йошко Гравнера побывал в Грузии, был очарован квеври и с 2005 года использует терракотовые амфоры для ферментации. Паоло говорит, что амфоры идеальны для ферментации, так как, в отличие от дуба, не агрессивны и дают винограду развить свой характер.

Естественный контроль температуры брожения в закопанной амфоре помогает вину становиться «зеркалом природы». Но дело не только в технических нюансах: «Мне важно сознавать, что вино бродит в сосуде, возникшем из самой земли, оно как ребенок в чреве матери. Терракота вынашивает в себе живой божественный напиток».

Богатое вино со сложным ароматом сладких фруктов, леса, благородных цветов, конфитюра из апельсинов, крыжовника, полевых травы. Освежающее и бодрое.

COS Pithos Rosso Vittoria Rosso DOCG

Сицилия, Италия
Фраппато ди виттория 40%, неро д’авола 60%
Ферментация и выдержка в амфорах 10 мес.

COS – аббревиатура первых букв фамилий основателей (Cilia-Occhipinti-Strano) известной биодинамической винодельни на юго-востоке Сицилии в окрестностях городка Бастонака. Владельцы избавились от дубовых бочек и полностью перешли на амфоры. Сегодня на винодельне около 150 закопанных глиняных емкостей объемом 400 л.

Разноплановое вино с тонами красных спелых и сушеных ягод, дыма, хвои, укропа и рассола. Симпатичное био-шмио, которое идеально подойдет к тартару из говядины с перцем.

Лефкадия Амфорное

Краснодарский край, Россия
Мерло, каберне совиньон
Ферментация с частью гребней в незакопанных и закопанных (300 л) амфорах, выдержка 9 мес. в незакопанных амфорах объемом 700 и 500 л

Проект с амфорами – одна из любимых затей Михаила Николаева. С микровинификациями в амфорах в «Лефкадии» экспериментируют довольно давно, так что Михаил даже сделал вывод, что амфоры, купленные в Каталонии, сделаны из более пористой терракоты, чем грузинские квеври, а ему это и нужно.

Вино с фруктовым понятным ароматом вишни, граната, мягкими танинами, продолжительным послевкусием. Ровное, нареканий нет.

Слева направо: Petrolo Bòggina A Val d’Arno di Sopra DOC; Gravner Ribolla; Foradori Sgarzon; Zorah Yeraz

Petrolo Bòggina A Val d’Arno di Sopra DOC

Тоскана, Италия
Санджовезе 100%
Ферментация в 300- и 500-литровых амфорах с регулярным пижажем. Выдержка без мезги в запечатанных амфорах 6 мес.

Линейка вин Boggina идет с одноименного крю в 5,5 га, засаженного в 1947 году исключительно санджовезе. С 2011 года в хозяйстве экспериментируют с амфорами – так владельцы отдают дань уважения истории земли, где жили и делали в терракоте вино этруски. Наряду с Boggina С –100% санджовезе с исторического виноградника теперь делают Boggina A – оно же, но с ферментацией и выдержкой в амфорах. Производство Boggina A ограничено, всего 1500 бутылок в год.

Женственное, элегантное вино с хорошей кислотностью. Ягодный, мягкий, сочный и чистый образец с тонами вишни, ежевики, карандашной стружки.

Gravner Ribolla

Фриули, Италия
Риболла джалла 100%
Ферментация на мезге 6 мес. в закопанных амфорах. После снятия вина с осадка и прессования вино переливают назад в амфоры на 5-6 месяцев, а затем помещают в ботти на выдержку в течение 6 лет

Винодел Йошко Гравнер – пионер амфорного виноделия в Италии. Тема глиняных сосудов захватила его в 2000 году после поездки в Грузию.

Вино медно-янтарного цвета с золотистым блеском. В сложном насыщенном аромате раскрываются тона орехов, миндаля, сушеных яблок, меда, карамели и апельсиновой цедры. Полнотелое, богатое, округлое во вкусе с длительным интенсивным послевкусием.

Foradori Sgarzon

Альто-Адидже, Италия
Терольдего 100%
Ферментация с гребнями, выдержка в больших не вкопанных в землю глиняных амфорах 8 мес.

Элизабетта Форадори – культовый винодел Альто-Адидже, которая занимается возрождением сорта терольдего. Также она известна одними из самых известных амфорных кюве.

В бокале раскрываются ароматы черных ягод, апельсиновой цедры, сигарного дыма и копченостей. Среднетелое, элегантное и богатое во вкусе, с плотной текстурой, бархатистыми танинами и нотками молотого перца и чернослива в долгом послевкусии.

Zorah Yeraz

Армения
Арени нуар 100%
Ферментация без гребней в цементных яйцах, выдержка 24 мес. в карасах, довыдержка в больших необожженных бочках из франц. дуба

Топовое красное вино со 100-летних лоз. Урожай 2013 года Артур Саркисян, автор гида «Армянские вина», назвал лучшим в истории хозяйства, оценив в 93 балла.

Это свежее, текстурное, ягодное, сочное вино. В аромате фиалка, скотный двор, малина и голубика. Во вкусе освежающее, бодрое и очень дружественное, со слегка джемовой сладковатостью.

Фото на обложке: © Андрей Ковалев.

Фото: архив SWN.

глина | Определение, формирование, свойства, использование и факты

глина

Посмотреть все СМИ

Ключевые люди:
Оноре Домье Августа Сэвидж Бутадес Сикион
Похожие темы:
каолин саман бентонит земля Фуллера Красная глина

Просмотреть весь связанный контент →

глина , частицы почвы диаметром менее 0,005 мм; также горная порода, состоящая в основном из частиц глины. К горным породам в этом смысле относятся почвы, керамические глины, глинистые сланцы, аргиллиты, ледниковые глины (включая большие объемы обломочных и перенесенных глин) и глубоководные глины (красная глина, голубая глина, голубой ил). Все они характеризуются наличием одного или нескольких глинистых минералов вместе с различным количеством органических и обломочных материалов, среди которых преобладает кварц. Глиняные материалы пластичны во влажном состоянии и связны в сухом состоянии. Большинство глин являются результатом выветривания.

Никакой другой земляной материал не имеет такого широкого значения и такого широкого применения, как глины. Они используются в самых различных отраслях промышленности. Как почвы, они обеспечивают среду почти для всех растений и, следовательно, почти для всей жизни на поверхности Земли. Они обеспечивают пористость, аэрацию и удержание воды и являются резервуаром оксида калия, оксида кальция и даже азота.

Викторина «Британника»

Строительные блоки предметов повседневного обихода

Из чего сделаны сигары? К какому материалу относится стекло? Посмотрите, на что вы действительно способны, ответив на вопросы этого теста.

Использование глины в изготовлении гончарных изделий предшествует человеческой истории, а остатки глиняной посуды служат свидетельством прошлых цивилизаций. В качестве строительного материала кирпич (обожженный и сырцовый) использовался в строительстве с древнейших времен. Грязные глины можно использовать для изготовления кирпичей, черепицы и более грубых видов керамики, в то время как каолин или фарфоровая глина требуется для более тонких сортов керамических материалов. Еще одним основным применением каолина является покрытие бумаги и наполнитель; придает бумаге блеск и увеличивает непрозрачность. Огнеупорные материалы, в том числе огнеупорный кирпич, химическая посуда и плавильные котлы для стекла, также используют каолин вместе с другими материалами, повышающими термостойкость. Определенные глины, известные как фуллерова земля, уже давно используются для чистки шерсти. В состав резиновой смеси добавление глины повышает износостойкость и помогает устранить проблемы с формованием.

Глиняные материалы широко используются в технике. Земляные плотины делают непроницаемыми для воды путем добавления в пористую почву подходящих глиняных материалов; Потеря воды в каналах может быть уменьшена за счет добавления глины. Основным сырьем портландцемента являются известняк и глины, обычно нечистые. После кислотной обработки глины использовались в качестве умягчителей воды; глина удаляет кальций и магний из раствора и заменяет натрий. В основном глина используется в качестве бурового раствора —

, т. е. , тяжелая суспензия, состоящая из химических добавок и утяжелителей, наряду с глинами, применяемая при вращательном бурении.

Редакторы Британской энциклопедии Эта статья была недавно отредактирована и дополнена Адамом Августином.

Будьте внимательнее с людьми в вашей сети.

Это кого ты знаешь.

Узнайте, организуйте и укрепите все свои личные и профессиональные отношения с Клэем.

Get Clay Free →

Нам доверяют лидеры по телефону