Как прозвонить провода мультиметром – в автомобиле, электропроводку, без приборов

Содержание

последовательность действий и меры безопасности

Содержание статьи:

С целью поиска неисправностей бытовой техники, электрокабеля требуется прозвонить провода мультиметром. Использование тестера позволяет уточнить разрывы цепи, наличие короткого замыкания, сопротивление электролинии. Для обеспечения безопасности работ нужно разобраться в особенностях применения прибора.

Необходимость прозвонки провода

Прозвонка сетевого кабеля мультиметром

Процесс прозвонки предусматривает появления зуммера, если на тестируемых участках присутствует электрическая связь. Проверка выполняется в следующих случаях:

  • Не работает выключатель или розетка. Изначально нужно осмотреть соединения в распредкоробе, проверить лампу. Затем прозванивается провод – мультиметр даст сигнал о проблеме.
  • Перегружена сеть. Применение мощного перфоратора для сверления стен может стать причиной разрыва электросвязи.
  • Короткое замыкание. Чаще всего наблюдается при перегрузке линии или в результате устаревания проводки.
  • Поиск жил в больших зонах магистрали. Прибор используется в случаях невозможности определения проводника по цветной маркировке.
  • Поломки бытовой техники. Прозвонка определяется работоспособность выключателей, ламп, утюгов.
  • Ремонт и пайка плат. Тестирование схемы мультиметром – обязательный этап работ.

Режим прозвонки есть у всех устройств с маркером светодиода.

Мультиметр для прозвонки проводов

Цифровой мультиметр

Тестер позволяет определить наличие напряжения, сопротивления и параметры силы тока. Он состоит из дисплея, рукоятки выбора, портов, зондов/щупов, источника питания. В зависимости от типа счетчика существуют модификации:

  • Цифровые. Устройства ЦММ с цифровым экраном для отображения измерения.
  • Аналоговые. АММ-приборы с преобразователями тока и магнитоэлектрическим амперметром замеряют параметры оборудования Hi-Fi.
  • Fluke. Оснащается двумя щупами – положительным (черным) и отрицательным (красным), источником питания на 9 В, электронным дисплеем. Внутренние узлы представлены схемой формирования сигналов и аналого-цифровым преобразователем.

Некоторые модификации измеряют емкость конденсаторов, проверяют транзисторы и диоды.

Маркировки на лицевой панели тестера

Режим прозвонки

Приставка «мульти» в названии означает возможность проверки нескольких параметров. Их символы наносятся на корпус в виде физических обозначений или графических рисунков. На лицевой панели присутствуют:

  • U – обозначение напряжения;
  • В – напряжение в вольтах;
  • I – ток, сила которого регулируется постановкой рукоятки на значок;
  • А – сила тока в Амперах;
  • Ω, R – маркировка сопротивления;
  • Ом – параметры сопротивления в Омах;
  • -| |- — маркировка конденсаторов.

Для диодов и транзисторов используются графические символы.

В гнезде устройства, помеченном надписью СОМ, находится черный зонд. Это общее гнездо. На приборе может быть 2-3 рабочих отверстия для замеров напряжение, малых и больших токов.

Отверстие с маркировкой U, Ω, Hz позволяет замерять параметры напряжения, сопротивления, частоты, тестировать радиоэлементы. Сюда помещается щуп, которым можно прозвонить кабель или провода на предмет обрыва.

Гнездо с обозначением мА (mA) предназначено для определения малого (до 1 А) и большого (от 10 А) тока. Рядом с ними имеются символы ~ или -, дающие понятие о постоянном или переменном характере тока или напряжения.

Диапазон замеряемых величин

Помимо маркировки величины показателей на лицевой панели мультиметра с ручной настройкой находятся пределы замеров. Все значения имеют вид чисел, кратных цифре «2». В процессе выбора требуется ставить значение одного порядка с измеряемым, но выше его.

К примеру, чтобы проверить напряжение розетки, требуется установить диапазон 2000 Вольт. Прозвонка проводов осуществляется в режиме сопротивления с минимальным значением 2 Ом. Для длинных жил выставляется 20 Ом.

Используйте кнопку зуммера в процессе тестирования цепи на наличие короткого замыкания.

Как подключить тестер

Чтобы проверять параметры электролинии и прозванивать проводники мультиметром, его необходимо включить в цепь. Участок для тестирования находится между выводами устройства, т.е. оно подключается на вывод цепи. При замерах напряжения аппарат подсоединяется параллельно зоне теста.

Для замера параметров тока аппарат подкидывается последовательно на разрыв цепи. Подходящим местом будет точка между выходом источника питания и клеммой нагрузки.

Особенности прозвонки и проверки сопротивления

Процесс прозвонки – это комплекс установления сопротивления проводников, анализа результата и вывода данных на экран со звуковым сигналом. Замеры сопротивления осуществляются на основании закона Ома. Он гласит, что сила тока, текущая по определенному участку цепи прямо пропорциональна напряжению и обратно пропорциональна сопротивлению данного участка. Закон Ома отражает формула:

I = U/R, где I – сила тока, U – напряжение и R – сопротивление.

Тестер работает по данному принципу. Имея два параметра, легко рассчитать третий. Источник питания мультиметра генерирует напряжение и подает ток. Замеры сопротивления отображаются на дисплее:

  • нули – реальная величина меньше используемой;
  • цифры с первым разрядом нуля – показатель меньше на 1 деление;
  • цифры больше 1 – замеры точные.

После сопоставления исходных данных с величиной потерь объекта замеров можно вычислить конечный результат.

Маркировка сопротивления на цифровых моделях – Ω.

Порядок настройки прибора перед тестированием

Чтобы проверить провод на обрыв мультиметром, понадобится:

  1. Установить переключатель в режим прозвонки «->Ι-» и активировать зуммер.
  2. Поставить концы измерительных зондов с щупами в гнезда. Красный располагается в отверстии VΩmA, черный – в СОМ. Это нужно для соблюдения полярности замеров.
  3. Протестировать сам аппарат на предмет неисправности путем замыкания красного и черного щупов друг с другом. Будет слышен звуковой сигнал, а на дисплее появится 0 либо близкое к нему значение.

Если проверяется целостность проводки, соблюдать полярность не требуется.

Соблюдение техники безопасности и правил работы с мультиметром

Все работы с электрикой нужно проводить в обесточенном помещении

Прозванивать электрические провода и работать с мультиметром необходимо, следуя правилам безопасности:

  1. Тестирование элементов, отсоединенных от цепи, для предотвращения их влияния на схему.
  2. Обесточить цепь, отключив автоматы питания в распредщите.
  3. Разрядить конденсаторы, закоротив их, для предотвращения искажения данных.
  4. Учитывать искажение результатов от диодов сети.
  5. Утечки тока при касании руками к проводам и кончику зонда приведут к неправильным результатам.
  6. Использовать на концах измерителей наконечники-крокодилы для надежности контактов.

Эффект искажения заметен при тестировании большого сопротивления.

Пример прозвонки проводов

Прозвонка проводов в режиме зуммера

Конкретным примером работы с тестером будет стандартная электросеть. Квартира подключена к ней согласно нормативам, потребители сгруппированы, каждая линия запитана через индивидуальный автомат в распредщите.

Ситуация: в одном помещении не работает розетка. Задачей пользователя будет найти причину сбоя. Для ее решения потребуется:

  1. Посмотреть, сработала ли автоматика в щите. Если элементы включены, обесточить конкретную линию или квартиру полностью.
  2. Удалить розетку из подрозетника, произвести визуальный осмотр на предмет внешних дефектов и качества контактов.
  3. У современных моделей прозвонить клеммники-зажимы.
  4. Если у розетки нет поломок, протестировать качество соединения проводников в распределительной коробке рядом с розеткой.
  5. Основной кабель в распредкоробе должен разрываться, соединяться с жилами под розетку и отводится на следующий потребитель.
  6. В распределительном коробе расположены 3 скрутки – нейтраль, земля и фаза. Кончиком щупа нужно прикоснуться к оголенной скрутке.
  7. Вторым кончиком прозваниваются по очереди контакты розетки. Можно зафиксировать один зонд на контакте, а вторым проверить скрутку.

Клеммники у стандартных розеток отсутствуют.

Особенности процесса прозвонки

Процесс прозвонки проводов

Измерения имеют несколько нюансов:

  • Если скрутка без дефектов, имеется смысл теста проводки под напряжением. Нужно подать ток путем включения щитковых автоматов.
  • При сомнениях в цветовой маркировке фазу определяют касанием индикаторной отвертки – диод должен загореться.
  • Рабочее и защитное зануление проверяются в режиме ACV больше 220 В. Красный щуп находится на фазе, черный используется для поиска нуля и земли. Рабочее зануление N отражено в диапазоне 220 А, защитное PE – менее 220 В.
  • Учитывается, что электрики не всегда выводят провода в распредкороб. Розетку могут запитать от соседней или поставить элементы смежной комнаты в единых точках стен.
  • По причине длины щупов 30-50 м допускается соединение контактов розетки перемычкой и прозвонка в распредкоробе.

Зануление проверяется только в обесточенной сети.

Специфика прозвонки некоторых приборов

Применять мультиметр можно не только для замеров кабеля. Специалисты используют его для замеров электрооборудования.

Предохранитель

Проверка предохранителя по сопротивлению

Устройства в виде маленькой коробочки с тонким внутренним кабелем предотвращают перегревы и возгорания элементов цепи. Модели без проводки тестируются так:

  1. Прибор переводится в режим прозвонки.
  2. Щупы прикладываются к обеим сторонам предохранителя.
  3. При сопротивлении 0 Ом и наличии звука устройство работает.
  4. Появилась цифра 1, звука нет – предохранитель сломался.

Показатель сопротивления при поломке достигает большого значения.

Диоды и светодиоды

Проверка светодиода тестером

Полярность диодов представлена положительно заряженным анодом и отрицательно заряженным катодом. По этой причине он пропускает ток только в одном направлении. При тестировании мультиметр переводится в специальный режим:

  1. Щупы ставятся на аноды и катоды без привязки к цвету.
  2. Тестер активируется.
  3. Щупы меняются местами и тестер включает повторно.

Исправность диодной подсветки определяется на основании появления напряжения в первом случае и цифры 1 – во втором.

Полярность светодиода противоположная. Он работает при наличии плюса на аноде и минуса на катоде. Щупами работают по аналогичной схеме. Если напряжение появляется, а потом исчезает, светодиод рабочий.

Лампы

После перевода тестера в режим прозвонки:

  1. Подкинуть на центральный контакт источника света первый щуп.
  2. Подвести второй щуп на боковой контакт.
  3. Неисправность определяется по зуммеру и показателю 3-200 Ом.

Мультиметром прозваниваются только лампы с резьбовым цоколем. Для теста светодиодок и люминесцентных лам нужно снять спираль КЛЛ и прикоснуться щупами к выводам на плату.

Какие показания выдаст мультиметр после прозвонки

Режим прозвонки на мультиметре

Целостность кабеля проверяется только на концах с удаленным изоляционным покрытием. После прикосновения щупами к оголенным концам прибор выдаст:

  • звуковой сигнал и наличие на дисплее 0 или значение, близкое к нулю – проводка целая;
  • цифру 1 на экране, зуммера нет – кабель поврежден.

При внутреннем обрыве числовые показания будут в районе нескольких мегаом.

Проверка целостности проводки в режиме определения сопротивления

Проверить электрическую проводку можно аппаратом, у которого отсутствует прозвон проводов. Для этого нужно выбрать режим смены сопротивления. Щупы подкидываются по аналогии с прозвонкой и устанавливается режим поиска сопротивления (символ Ω).

Процесс замера начинается на минимальном значении шкалы – к примеру, 200 Ом. Остальные работы проводятся аналогично прозваниванию с отслеживанием показаний прибора. В случае целостности проводника на экран выведется размер сопротивления. При обрыве данные не отобразятся, устройство перейдет в режим OL (перезагрузка).

Использование мультиметра позволяет дать объективную оценку качества домашней проводки и работоспособности некоторых устройств. Минус тестера – применение только на случай мелких неполадок, серьезные сбои электролинии должны устранять специалисты.

strojdvor.ru

устройство, порядок действий при диагностике кабеля

Проверка высоковольтных проводов зажигания мультиметромЛюди давно живут в окружении электрических приборов, которые незаметно входят в жизнь каждого человека с самого детства. Электронные часы, электрочайники, телефоны, компьютеры, автомобили — незаменимые помощники человека в быту и на производстве. Но иногда устройства ломаются, и приходится их проверять и чинить. Ничего сложно в этом нет, если уметь пользоваться измерительными приборами и знать, например, как прозвонить проводку в машине мультиметром или как проверить целостность электрической цепи.

Общие сведения

Чтобы найти разрыв проводов ,совсем не нужно быть профессиональным электриком. Достаточно иметь измерительное устройство — мультиметр. Мультиметр — это многофункциональный измерительный прибор с собственным источником напряжения. Аппарат умеет измерять напряжение в цепи, величину силы тока и значение сопротивления. Многие мультиметры применяют для проверки целостности соединения в цепи.

Если соединение найдено, то при наличии встроенного динамика прибор издает звуковой сигнал. Отсюда и произошел термин «звонить». Прибор звонит, если есть соединение. А также мультиметр может указывать, что связи между элементами нет, и помогает определить короткое замыкание. С помощью тестера проверяются всевозможные радиодетали: резисторы, транзисторы, диоды, реле, конденсаторы и так далее.

Прозвонка проводника базируется на законе Ома для участка электрической цепи. Закон Ома утверждает, что сопротивление элемента равняется отношению поданного напряжения к величине силы тока на участке электросети. Сопротивление измеряется в Омах. Сопротивление в один Ом говорит о том, что через проводник протекает ток равный одному Амперу при заданном напряжении в один Вольт. На основании высчитанных данных о сопротивлении и делаются выводы о результатах прозвонки.

То есть на мультиметре выставляется некоторое напряжение, а по шкале прибора определяется величина тока и высчитывается сопротивление. Другими словами, мультиметр является источником напряжения и амперметром для измерения силы полученного тока.

Устройство прибора

Устройства могут различаться по внешнему виду, но принципиально мультиметры делятся на аналоговые аппараты и цифровые приборы.

Доработки и тюнинг ВАЗ 2110, ВАЗ 2111, ВАЗ 2112Аналоговые приборы уже постепенно вытесняются с рынка цифровыми, но в домах у многих домашних мастеров еще можно встретить аналоговые устройства.

Такие аппараты снабжены индикаторным экраном со шкалой и стрелкой. Преимуществом этих моделей является наглядность показа измерений. Отклонение стрелки визуально легче оценить, чем мелькание цифр на электронном табло цифровых приборов. Часто при прозвонке необходимо оценить примерные показатели сопротивления или, вообще, его наличие или присутствие, поэтому аналоговые устройства подходят для большинства практических работ.

Цифровые мультиметры имеют более сложную электронную начинку и цифровой дисплей. Этот тип устройств используют в основном на производстве и в промышленности.

Корпуса всех мультиметров имеют выходы для двух щупов. Это два провода в изоляции, заканчивающиеся иглоподобными металлическими насадками. В ряде случаев на насадки надевают специальные зажимы, так называемые «крокодилы». При выборе прибора нужно особое внимание уделять качеству щупов. От них зависит правильность измерений.

Провода должны быть гибкими с прочной пайкой и хорошо держаться в гнездах устройства. Часто бывает, что внешне эффектные щупы неудовлетворительного качества с плохими техническими характеристиками.

Принцип действия

Органы управления тестера для замера сопротивленияДля аналогового типа прибора не требуется собственный источник питания. Его принцип работы такой же как у амперметра, и работает аналоговое устройство лучше всего в диапазоне радиоволн и электромагнитных полей. Внутри корпуса прибора находятся индукционные катушки, и когда щупы касаются проводника, то в катушках начинает образовываться ток. Созданное магнитное поле отклоняет индикаторную стрелку на некоторый угол. Величина этого угла зависит от силы возникшего тока, и стрелка по нарисованной шкале указывает значение измерений.

В цифровых приборах размещена текстолитовая печатная плата, на которой расположена цифровая микросхема, отвечающая за обработку полученных данных. Для работы электросхемы и экрана цифровые устройства питаются от батарей или от внешнего источника питания.

Цифровые мультиметры обладают меньшей погрешностью измерений и имеют более точные показатели, чем их аналоговые коллеги.

На передней панели мультиметра имеется переключатель, который выбирает режим измерений. Переключатель задает масштабный коэффициент, определяющий значение на шкале устройства.

Аналоговые приборы имеют два типа шкалы:

  • Равномерная индикация.
  • Логарифмические показатели.

Равномерная шкала очень чувствительная к перегрузкам, поэтому на переключателе сначала устанавливают большое значение масштабного коэффициента, который постепенно уменьшают. Логарифмическая шкала лишена этого недостатка и имеет диапазон значений от нуля до бесконечности.

Таким образом, основными узлами мультиметров являются:

  • Дисплей для показа измеряемых значений.
  • Разъёмы для щупов и сами щупы.
  • Переключатель различных режимов и диапазонов.

Прозвонка проводов

Норма утечки тока в автомобилеОбязательно перед началом любых измерительных работ проверяется исправность самого тестера.

Случается, что сама измерительная система неисправна. Для проверки концы щупов измерительного устройства соприкасаются. Если устройство работоспособно, то индикатор отобразит ноль или слегка отклонится. Небольшое отклонение указывает, что щупы и клеммы имеют свое маленькое сопротивление.

Если мультиметр имеет звуковой сигнал, то прибор устанавливается в режим зуммера. Это делается постановкой переключателя на соответствующий значок на корпусе тестера.

Щупы подносятся к концам проверяемой детали.

Возможные варианты поведения тестера:

  • Раздастся зум, если проводка не повреждена.
  • Кабель может быть исправен, но очень большой длины. В этом случае сопротивление проводника будет гораздо больше, чем-то, при котором срабатывает звуковой сигнал. На помощь придет дисплей и отобразит значение сопротивления.
  • Если на индикаторе высветилась единица, то величина сопротивления выше, чем допустимый диапазон шкалы мультиметра. Надо перейти в другой диапазон и повторить замер.
  • В случае неисправности проводника, мультиметр не произведет никаких действий.

При замерах мультиметром нельзя допускать контакта человеческого тела со щупами и проводами, где нет изоляции.

Поиск неисправностей в электроцепи автомобиля

Если в автомобиле не работает какой-то узел, то в первую очередь необходимо проверить электрическую цепь. Нет особых различий между тем как прозвонить мультиметром разные провода в различных автомобилях, кроме высоковольтного кабеля.

Сначала убеждаются, что есть напряжение в цепи неработающего блока:

  • Мультиметр настраивается переключателем на измерение напряжения.
  • Щуп мультиметра присоединяется к массе машины или на минус аккумуляторной батареи. Особенностью питающей пары в автомобиле является то, что минусовый кабель или очень короткий, или вообще отсутствует.
  • Оставшийся щуп касается подводящего кабеля. Провод должен быть отсоединен от клеммы устройства.

Как правильно пользоваться цифровым мультиметромЕсли индикатор тестера показывает наличие напряжения, то значит, провод целый. По аналогии прозваниваются все провода узла. При поврежденном проводе шкала мультиметра показывает ноль.

Необходимо учитывать, что в некоторые участки автомобиля напряжение подается только при включенном ключе зажигания.

При завершении проверки наличия напряжения проверяют величину силы тока. Прибор переводится в режим амперметра, переключатель в диапазон измерения до десяти ампер. Все устройства автомобиля нужно выключить, а тестер правильно подсоединить в электрическую сеть автомобиля. Для этого мультиметр подключают между плюсовым контактом аккумуляторной батареи и проверяемым узлом. Экран прибора должен отобразить найденное значение силы тока, оно должно соответствовать потреблению постоянно включенных устройств машины. При превышении значения силы тока от нормы делают вывод о его утечке.

В этом случае начинают проверку устройств, не входящих в стандартную комплектацию автомобиля, и места, где проводка входит в состав подвижных механических узлов.

Опытные мастера выявляют зоны с падением силы тока, ориентируясь на показания мультиметра при поочередно вынутых предохранителях. Тогда проверяют искрение на контактах.

При обнаружении неправильно ведущего себя провода, его прозванивают для проверки целостности, а затем измеряется его сопротивление.

Одним из ответов на вопрос, как прозвонить провода мультиметром, является измерение сопротивления каждого из проводов узла. Номинал наносится на оплетке, и к проводу подключают тестер в режиме омметра. Обычно диапазон значений сопротивлений автомобильной проводки колеблется от 3.5 до 9.9 кОм. Разница между измеренным элементом и нормой не должна быть больше четырех килоом.

Проверка бронепровода

Питающие пары автомобиля состоят из высоковольтного провода системы зажигания. Перед тем как прозванивать мультиметром силовой провод, проводят визуальную диагностику при работающем моторе. При зажигании свечей напряжение доходит до нескольких тысяч вольт.

Поэтому при пробое высоковольтной изоляции возникает искра на расстоянии три-пять миллиметров от поврежденного участка. В этом случае, если изоляция повреждена, то искрообразование сопровождается пробоем на двигатель, и свеча не выполняет свою функцию. Если диагностика проводится в помещении или на темной улице, то пробой четко виден. Заряд от неисправного участка может разогревать изоляцию вплоть до её возгорания.

Причиной неисправности может быть повреждение контактного узла. В этом случае сопротивление центральной жилы возрастает. Во время коррозии из-за уменьшения толщины некоторые проводки в жгуте разламываются, и высокое сопротивление препятствует силе тока достичь необходимого уровня. Напряжение, в свою очередь, не подается к электродам зажигательных свечей.

Проверка высоковольтного кабеля отличается от того, как прозванивать провода мультиметром, потому что сила тока в кабеле маленькая. Это связано с очень высоким напряжением, которое проходит по силовому проводу. Поэтому такие провода имеют толстую изоляцию и малый диаметр сердечника. В режиме зуммера мультиметр не отличит целый провод от поврежденного.

В таком случае измеряют сопротивление. Для начала визуально просматривают соединение контактных групп. По статистике, обрывы чаще всего происходят именно в местах контактов.

Затем зачищают контакты наждачной шкуркой от коррозии и окислительного слоя, чтобы избежать погрешности при замере. Мультиметр переводится в режим измерения сопротивления при диапазоне замеров — до десятка кОм. Руки не должны соприкасаться с проводами и контактами. Неповрежденный бронепоезд имеет сопротивление от 3,5 кОм до 10 кОм. В любом случае лучше всего найти данные сопротивления в технической документации и сравнить с полученными. Разница не должна составлять более десяти процентов.

Если под рукой нет инструкции, то прозванивают поочередно несколько проводов. Разброс величин сопротивления каждого из элементов не должен составлять более чем два—три килоома.

Непосредственно во время замера, когда кабель скручивают, растягивают или гнут, сопротивление не должно «прыгать».

Тестировать любые провода, жгуты, особенно в автомобиле, лучше всего, если присутствует электрическая и принципиальная схема. Иначе сложно разобраться, где какой провод находится в жгуте.

После изучения основ измерения мультиметром и освоения работы методом исключения, любой человек может самостоятельно диагностировать и починить неисправность в проводах.

220v.guru

Как прозвонить провода тестером


Как самостоятельно прозвонить провода мультиметром, тестером

Как прозвонить провода тестером. Дома возникает необходимость произвести ремонт какого-то электроприбора. Сегодня приборы в каждом доме представлены в ассортименте. Это можно выполнить с помощью мультиметра. Как прозвонить провода тестером или мультиметром какие именно действия нужно провести чтобы выполнить работу правильно.

Как им пользоваться?

Для измерения напряжения в домашней электросети необходимо:

– переключатель в секторе измерения переменного напряжения. Установить его на максимальное значение напряжения.

– подключить провода к прибору: черный провод в гнездо СОМ, земля, красный – VmA;

– концы проводов вставить в розетку, на дисплее высветится цифровое значение напряжения.

Что прозвонить провода, напряжение элементов имеющих постоянное напряжение: переключатель переводится в положение для измерения постоянного напряжения, красный провод подключается к плюсу, черный – к минусу. Таким образом, вы будете уже знать, как прозвонить мультиметром, вернее подготовка процесса будет завершена можно собственно заниматься исследованиями повреждений.

Прозвонка электрических проводов

Прежде чем приступать к операции под названием как прозвонить провода мультиметром, необходимо отключить электронику которую будет проверять.

Проверяемые провода освобождаются от соединений, концы их оголяются. Прибор – в положение для измерения сопротивления.

Если провод разорван, на дисплее высветятся большое число цифр или 1, провод цел – на приборе нули.

Проверить на короткое замыкание. Освободить концы всех проводов. К одному из них подсоединить красный провод, черным прозвонить с другого конца все имеющиеся провода. Те провода, которые показывают нули – замкнуты.

Проверка трансформатора.

Как прозвонить и узнать целостность его обмоток. Один конец одной обмотки подключается к красному проводу, вторая обмотка – к черному. Если прибор показывает нули, обмотки замкнуты. Его нужно сдавать на перемотку или менять на новый.

Проверка диода

Через него проходит напряжение только в одну сторону. Если при проверке прибор показывает во все стороны большое значение, диод неисправен. В одну сторону он показывает нули, а в другую большое значение, диод исправен.

Проверка тэна.

Исправность нагревательных элементов производится обычным способом. Прибор показывает нули – элементы исправны, большое значение – тэн меняется.

Пробой на корпус. Для этого один провод прижимается к корпусу, второй к нагревательному элементу. При нулевом показании мультиметра, тэн нужно заменить.


ampersite.ru

Проверка обрыва провода в цепи мультиметром

Розетки, лампы, предохранители и прочая электрика соединяются проводами. И часто бывает так, что устройства рабочие, а вот в кабелях идущих между ними случился обрыв. Как его выявить? Проще и дешевле всего использовать мультиметр (пусть даже самый бюджетный). Независимо от того, какие у него параметры, вы сможете проверить любым мультиметром непрерывность цепи 220 В или даже автомобильной проводки по приведённой тут пошаговой инструкции (плюс интересная теория).

Обрыв — это бесконечное сопротивления

Проверка целостности цепи (провода) на самом деле является проверкой сопротивления. Как вы знаете, каждый провод имеет свое собственное электрическое сопротивление, но он очень мало на нескольких (десятках) метрах. Таким образом, если на одной и на другой стороне щупов мультиметра находится один и тот же провод, сопротивление между его клеммами должно быть не более нескольких Ом. В домашних сетях оно обычно ниже 1 Ом.

Когда же сопротивление составляет десятки kΩ (килоом) или MΩ (мегаом), значит либо произошёл разрыв в цепи, либо мы проверяем два разных провода:)

Перед тем как что-нибудь проверять, убедитесь что кабель или провод не под напряжением. Это очень важно, так как в противном случае это будет последнее измерение, проведенное с помощью данного мультиметра. Лучше всего перед проверкой кабель вообще отключить от всего, чтоб удобнее и безопаснее была работа.

Берём мультиметр и включаем щупы

Итак, подходим к ситуации, когда у нас есть оголенные концы проводов с обеих сторон. И теперь перед нами 3 варианта:

  1. Короткий провод — можно проверить в одном месте с помощью мультиметровых щупов
  2. Длинный провод — конец провода на большом расстоянии от нас или в двух разных помещениях
  3. Длинный кабель — только один провод работает на данном участке или много проводов, но мы хотим проверить каждый отдельно.

Начнем с подключения щупов к измерителю. Подключите черный зонд к разъему обозначенному COM, а красный туда, где находится символ сопротивления резистора Ω, поскольку мы фактически проверим сопротивление провода.

Следующий шаг — выбор диапазона. Это символ единицы сопротивления Ω. В данном тестере измерение сопротивления и прозвонка обрыва находятся на одном и том же месте. Поэтому устанавливаем переключатель на эту позицию, а затем используя синюю кнопку выбираем опцию «измерение обрыва», которая подтверждается соответствующим символом в верхней части дисплея.

Если индикатор высветил 0L — это означает, что электрическое сопротивление слишком велико, фактически бесконечно.

В мультиметрах без автоматического выбора диапазона (китайская модель 830) ищем идентичные символы на циферблате. К примеру можно выбрать измерение сопротивления в диапазоне 0-200 Ом. В обоих случаях мы измеряем то же самое, за исключением того, что во время измерения сопротивления мультиметр не сигнализирует звуком низкий уровень сопротивления (замыкание), как это имеет место при измерении непрерывности цепи.

Установка нуля прибора

Перед первым измерением стоит проверить, работает ли мультиметр вообще — это тестируется прижимая наконечники щупов друг к другу.

Устройство должно пикнуть и через некоторое время вы увидите результат измерения сопротивления близкий к 0.0 Ом.

Вы не услышите звуковой сигнал на простых тестерах, но результат измерения будет аналогичен. Теперь начнём проверку обрыва провода в электроцепи.

Короткий кабель — прозвонка

Когда шнур достаточно короткий, чтобы могли достать его оба конца щупами, дело очень простое.

Касаемся одного конца провода одним наконечником, а другого конца провода другим и ожидаем звукового сигнала или результата измерения на дисплее.

Провода могут выгибаться, поэтому надо сжать кончик шнура с щупом пальцами. Но делаем это только в том случае, если чётко проверили что кабель не под напряжением. Мультиметр пищит, сопротивление 0.0 Ом — всё ОК!

Если кабель слишком длинный

Наиболее распространенная ситуация когда концы кабеля расположены в двух удаленных местах. Что делать?

С одной стороны соединяем два провода одного жгута, например используя электрический монтажный блок, или просто скручиваем их вместе.

После этой операции с другой стороны, если провод не обрывается в какой-либо точке, сопротивление между проводами должно быть незначительным из-за прямого подключения этих жил.

Проверка одного длинного провода

А если нужно проверить только одну жилу? Это можно сделать так. Например есть 2-х проводный кабель, и интересует, оборвана ли только одна линия, и если да, то какая.

В основном вы должны делать то же, что и в предыдущем этапе, только с использованием дополнительного провода с любым поперечным сечением.

Берем дополнительный шнур и с одной стороны прикручиваем его к проводу, который хотим исследовать. Ведем его ко второму месту, где расположен второй конец провода.

Касаемся щупами и измеряем. Если всё хорошо, будет результат измерения близко к 0 Ом, если что-то пойдет не так, измерение будет несколько kΩ, MΩ или даже на дисплее будет просто 0L — обрыв.

Выводы и рекомендации

  • Всегда проводим измерения сопротивления в свободном состоянии тестируемых проводников. Измерение провода под напряжением является летальным. По крайней мере для мультиметра.
  • Измерение цепи на самом деле является проверкой её электрического сопротивления.
  • Когда проводник не поврежден, результат измерения должен быть не более нескольких Ом.
  • Прежде чем выполнять само измерение на обрыв, стоит выполнить пробное измерение на щупах, чтобы проверить рабочий ли прибор.

Проверка обрыва проводки в авто производится аналогично, с той лишь разницей, что можно не опасаться удара тока 220 В в виду отсутствия такового (это не относится к электромобилям — там бывает и 600!).

2shemi.ru

Как прозвонить провода мультиметром? Как прозванивать их на обрыв и определить короткое замыкание? Режим прозвонки

К использованию мультиметра очень часто приходится прибегать во время работы с различного рода электрическими приборами. А при работе с такой вещью, как электрическая цепь – без него просто не обойтись. Он применяется и если нужно проверить напряжение и проводку, определить короткое замыкание и так далее. То есть спектр его использования крайне широк. Но попробуем разобраться в особенностях процесса прозвонки проводов при помощи мультиметра, а также разберемся, что нужно знать, дабы сделать этот процесс максимально простым и эффективным.

Как настроить мультиметр?

Чтобы можно было правильно прозванивать цепь на обрыв с помощью мультиметра, необходимо выбрать правильный режим работы рассматриваемого прибора. Это значит, что требуется выбрать определенную величину, что необходимо будет измерить, а также границу ее функционирования, а именно значение, выше которого она быть не может.

Указанным устройством может проводиться проверка различного рода величин, начиная от силы тока и заканчивая частотой, сопротивлением и напряжением. Кроме того, тестер позволяет проводить проверку различных радиоэлементов – транзисторов, конденсаторов. Учитывая, что устройство имеет название «мультиметр», это подразумевает наличие широких измерительных возможностей. Чтобы выбрать определенный тип измерений, спереди тестера присутствует переключатель, благодаря повороту которого выбирается нужный рабочий режим.

В устройствах подороже это делается не при помощи переключателя, а при помощи обычных клавиш. То есть для выбора нужной, следует просто нажать на клавишу, что будет соответствовать определенной величине.

Чаще всего знаки, которые изображены на тестерном корпусе, изображаются в виде символов, что приняты в физических науках для обозначения величин электротехнического типа или условно-графических обозначений радиоэлементов. Обычно там можно увидеть символы следующего толка:

  • напряжения;
  • токовой силы;
  • измерения емкости конденсатора;
  • сопротивления.

Но на передней панели прибора обозначаются не только величины, которые можно измерить. Разъемы, куда подключаются щупы, тоже имеют определенного рода обозначения. Например, в одном из гнезд всегда будет располагаться щуп черного цвета. Он будет находиться именно в общем гнезде с обозначением СОМ, то есть «общее». Также любой прибор имеет еще 2 либо 3 рабочих отверстия, что предназначаются для проведения замеров напряжения, различных типов токов.

Разъем, помеченный знаками U, ?, Hz, требуется для проведения замеров сопротивления, частоты, напряжения и проведения тестирования разного рода радиоэлементов. Сюда требуется вставлять щуп для прозвона кабелей и проводов на целостность.

Отверстие, имеющее обозначение мА, применяется для проверки токов до 1 ампера, а с обозначением А – для замеров больших значений.

Отметим, что возле значков тока и напряжения можно увидеть символы «~» либо «-». Ими обозначаются переменный или постоянный ток, либо напряжение.

Теперь скажем непосредственно о настройке и подготовке устройства к работе. Для его включения следует установить переключатель в определенное положение. Тогда при проведении проверки тестер пищит, что будет означать, что контакты замыкаются.

Если вдруг в цепи будут найдены разрывы, то на экране прибора загорится «1».

То есть, тестер сигнализирует, что сопротивление вышло за возможные пределы.

Есть также ряд моментов, на которые следует обратить внимание до начала проведения работ.

  • лучше всего применять специального типа наконечники – так называемые крокодилы. Их обычно надевают на кончики приборов измерения.
  • конденсаторы должны быть совсем разряжены, иначе тестер может сломаться.
  • цепь, которая будет проверяться, должна быть полностью обесточена и не иметь даже слаботочных источников питания.
  • нельзя прикасаться к концам проводов, где отсутствует изоляция. Иначе произойдет искажение показаний.
  • перед началом проведения работ требуется проверить работоспособность самого устройства.

Как проверить провода?

Теперь попытаемся разобраться, как проверить провода мультиметром и найти деформации, если они есть. Разберемся на примере самой обычной проводки в частном доме либо квартире. В идеальных условиях все должно быть сделано по нормативам и ГОСТ, а все потребители разделены и каждая цепь запитана в распредщитке через конкретный автомат.

Предположим, что в какой-то комнате не работает розетка и нам нужно понять, в чем дело, то есть осуществить прозвон. На первом этапе нужно проверить распредщиток из-за того, что возможно сработала автоматика. Если все автоматы включены, то помещение следует обесточить. Теперь вытаскиваем розетку и осматриваем ее на предмет дефектов. Если все работает как надо, то необходимо осуществить проверку соединения кабелей в распредщитке.

Если в помещении присутствует несколько распредкоробок, то необходимая будет располагаться над неисправной розеткой либо недалеко от нее. В такой коробке происходит разрыв основного кабеля, его соединение с розеточными жилами, и далее он идет на следующего потребителя.

В распредкоробке обычно располагается 3 скрутки. При прозвонке кончик щупа должен прикасаться с оголенной скрутке. А вторым щупом производится поочередная проверка розеточных контактов.

Либо, если удобно, один щуп устанавливается в контакте розетки, а второй поочередно проверяет скрутки в распредкоробке.

Теперь поговорим о проверке мультиметром кабеля на обрыв. Для этого следует осуществить следующие действия.

  • Сначала включаем режим прозвонки на мультиметре, после чего выключаем источник питания, который осуществляет снабжение интересующего нас провода энергией;
  • Внимательно осматриваем соединения на обоих концах кабеля на предмет повреждений физического характера, если они легкодоступны. Можно осторожно потянуть за концы проводов, где они прикрепляются к разъемам, дабы убедиться в том, что они закреплены максимально надежно.
  • Теперь следует пощупать длину провода при помощи большого и указательного пальца и особое внимание уделять участкам, где изоляция провода не является целостной. Если нужно, можно применить зеркало и фонарик, дабы осмотреть места с минимальным доступом. Также следует обращать внимание на потемневшую изоляцию. Это может быть признаком перегрева провода внутри изоляции и его последующего разрыва.
  • Производим отсоединение разъема, куда включен кабель и проверяем его на наличие повреждений.
  • Теперь берем устройство и устанавливаем его либо на непрерывность, либо на наиболее низкий диапазон шкалы «ом».
  • Включаем его и касаемся одним из щупов к клемме из металла, что удерживает бронепровод на разъеме, а другой – к открытому участку провода, где он идет в разъем. Теперь следует отодвинуть бронепровод для проверки ложного соединения во время прозвонки. Показания тестера должны быть такими, чтобы сопротивление было нулевым. Если на экране показывается значок бесконечности сопротивления, то кабель неверно подключен. Следует осуществить проверку терминала на другом конце провода, если он оснащен разъемом.
  • Теперь необходимо подключить один из датчиков, ответственных за измерения, к одной части провода, а второй – ко второму. Чтобы сделать это, можно применять зажимы-крокодильчики на датчиках, дабы они плотно подключались к кончикам проводов. Если в кабеле будет обнаружен разрыв, то мультиметр будет показывать на дисплее бесконечное сопротивление.
  • Теперь подключаем зонд мультиметра к контактам в предполагаемом месте разрыва и осуществляем прозвонку. Если на экране все еще отображается знак бесконечного сопротивления, то место разрыва провода найдено.

Следует сказать, что указанный алгоритм является общим для данной процедуры.

Рассмотрим и другие случаи прозвонки проводов. Например, нам требуется провести прозвонку высоковольтных проводов. В таком случае тестер придется использовать в режиме омметра. Порядок измерений тогда будет следующим.

  • Включаем тестер, после чего поворачиваем диск управления в положение с обозначением сопротивления. Оно обычно измеряется в омах и будет иметь обозначение на циферблате греческой буквой омега.
  • Подключаем красный щуп или «плюс» к такому же внешнему полю катушки зажигания.
  • Черный щуп от мультиметра подносим к отрицательной стойке устройства для измерения сопротивления катушки первичного типа. Если результаты показаний будут отличаться от тех, что указаны в инструкции к автомобилю, то требуется осуществить замену катушки зажигания.
  • Теперь черный щуп мультиметра подключается к главной отрицательной клемме зажигательной катушки. Это позволяет сформировать сопротивление для катушки вторичного типа. И в этом случае, если значение сопротивления будет отличаться от того, что прописано в инструкции к автомобилю, то катушка зажигания является нерабочей, а значит, целостность системы будет нарушена. Единственным способом исправления ситуации будет замена катушки зажигания.

Также довольно часто автомобилистам приходится осуществлять прозвонку кабелей зажигания. Перед ее проведением такой тип провода должен быть тщательно осмотрен. Если он пористый и у него имеются трещины на изоляции либо окислившиеся контакты, то он нуждается в замене. Если он выглядит нормально и повреждений не имеет, то тогда его можно прозвонить. Сделать это можно следующим образом:

  • устанавливаем омметр в режим на 20 кОм;
  • цепляем контакт на конец провода;
  • проверяем результат, высвечивающийся на экране прибора.

Тут следует сказать, что сигнализировать о неполадке в работе такого провода будет значение, которое отличается от того, что прописано в инструкции к автомобилю.

Еще один довольно распространенный случай, когда требуется прозвонка провода – проверка проводки в квартире или доме. Поломку проводки довольно просто распознать мультиметром. Правда, сделать это быстро вряд ли получится. Но не будем вдаваться в подробности, а просто опишем алгоритм процесса.

  • Сначала переводим мультиметр в режим прозвонки.
  • Находим распредкоробку, где будет находиться большое количество кабелей, не имеющих маркировки.
  • При помощи индикаторной отвертки проводим проверку проводов. Это обязательно необходимо делать при включенном автомате.
  • Теперь отмечается нужный провод фазы при помощи изоленты.
  • Затем требуется найти ноль. Для этого переводим мультиметр в другой режим – измерения напряжения. Не следует забывать, что нужно выставлять верхнюю границу напряжения больше, чем есть в сети.
  • Первый щуп подсоединяем к фазе, а вторым проводим проверку проводов один за другим.
  • Устройство должно показать 220 вольт, когда щуп будет поднесен к нужному проводу. Его также следует промаркировать.
  • Другие пары также обозначаются изолентами.

Техника безопасности

При осуществлении прозвонки проводов при помощи мультиметра следует соблюдать ряд требований безопасности, что позволит обеспечить нормальную работу прибора и получение точных данных. Первый момент, о котором следует знать, – ни в коем случае нельзя работать без защитной изолированной обуви. А еще лучше, если ее использовать в связке с обычными перчатками, изготовленными из резины.

Еще один важный момент – при проверке целостности и сопротивления изоляции электроцепей, необходимо обязательно обесточить сеть при помощи выключения автоматов. Третий важный момент – все проверки необходимо осуществить только днем, ведь при аварийном освещении и свете фонарей по правилам техники безопасности можно работать только при возникновении внештатной ситуации.

Кроме того, во время проверки кабеля, который имеет большое количество жил, их следует полностью очистить от изоляции и отделить одну от другой. После этого следует убедиться в том, что жилы являются незамкнутыми. Этот момент крайне важен для кабелей, через которые протекает большой ток.

Если при проверке тестер не издает писк, значит, жилы являются незамкнутыми.

Также при проведении рассматриваемого типа работ будет актуальным применение так называемых крокодилов. Они позволят сделать контакт максимально надежным и не будут занимать руки по время проведения замеров.

Не менее важный момент состоит в том, что во время проверки длинного кабеля нельзя прикасаться руками к голым участкам. Как минимум, это нарушение техники безопасности. А как максимум – это станет причиной существенного искажения результатов замеров.

Рекомендации

Если говорить о рекомендациях к прозвонке проводов мультиметром, то следует сказать, что в первую очередь, мультиметр должен быть настроен на правильный режим измерений. Большинство случаев получения неверных данных замеров и выхода из строя мультиметра обусловлены именно неправильной настройкой прибора. Так что этому моменту необходимо уделять особое внимание.

Еще один важный аспект, который также следует проверять перед началом проведения прозвонки кабелей, – исправность щупов тестера. Дело в том, что в них могут образовываться внутренние переломы и повреждения, которые внешне не видны. А это чревато неправильной работой устройства и получением неправильных результатов измерений. Поэтому до начала проведения работ следует проводить визуальный осмотр щупов на предмет поломок и просто иметь на всякий случай запасной комплект.

Часто пользователи не могут прозвонить провода по причине того, что модель тестера, которую они используют, такой возможности просто не предусматривает. Например, крайне популярная модель под названием DT-830, которую знает чуть ли не каждый радиолюбитель. У нее нет режима прозвонки кабелей, по причине чего использовать ее в таком случае смысла нет. Но многие пользователи об этом просто не знают. Хотя в таком случае мультиметр просто нужно переводить в режим омметра и проводить измерения в диапазоне измерений от 50 до 200 Ом.

Подытоживая вышесказанное, следует отметить, что прозвонка проводов мультиметром не может быть названа слишком сложным процессом, который требует каких-то особых знаний и умений. Здесь больше требуется внимание и понимание того, что именно делается и для чего. Ну и конечно, понимание особенностей устройства используемой модели мультиметра и всех функций, которые она поддерживает.

В таком случае без труда можно осуществить прозвонку кабелей мультиметром при соблюдении всех основных правил техники безопасности при работе с таким прибором, а также электрическими сетями.

О том, как прозвонить провода мультиметром, смотрите в следующем видео.

stroy-podskazka.ru

Прозвонка проводов и кабелей при ремонте проводки в квартире

Прозвонка проводов и кабелей

Прозвонка проводов и кабелей – необходимая процедура после полной или частичной замены домашней электропроводки. Помимо этого, прозванивать проводку в квартире или автомобиле необходимо, когда имеет место электрическая неисправность, но точное место ее локализации неизвестно. Конечно, для проверки электрических коммуникаций проще и надежнее всего воспользоваться услугами специалиста. Но электрика из управляющей компании иной раз ждут сутками, а у частных мастеров расценки весьма высоки. Поэтому все чаще хозяева предпочитают проводить несложные работы, связанные с электричеством, самостоятельно. И в этой статье речь пойдет о том, как проверить проводку в квартире, не прибегая к посторонней помощи.

Прозвонка электрических проводов и кабелей на этапе прокладки

Монтаж новой домашней проводки всегда связан с определенными трудностями, из-за которых целостность проводников может быть нарушена еще до того, как магистралью начнут пользоваться.

Новая линия чаще всего укладывается внутри канавок, или же просто поверх стены, которая затем покрывается слоем штукатурки и подвергается другим отделочным работам. Первичная проверка электропроводки производится до того, как штроба будет заделана или стена оштукатурена.

Когда проводка закреплена в штробах, ее надо прозвонить

Если мастер поленился это сделать, то не исключено, что ему, после неудачной попытки включить свет или воспользоваться розеткой, придется долбить штукатурку или вскрывать канавку в толще стены.

Обрыв провода на начальном этапе может произойти по вине как электриков, так и отделочников. Чтобы избежать неприятных последствий и лишней работы, прокладывать электрическую линию необходимо по составленной заранее схеме. Перед тем, как замуровывать провода в стене, необходимо проверить электропроводку на наличие обрыва.

Как же убедиться в исправности проводки?

Прежде всего, нужно удостовериться, что фазный и нулевой кабель, а также провод заземления не контактируют между собой – то есть в отсутствии короткого замыкания. Если качество изоляции проводника оставляет желать лучшего, то под воздействием высокого напряжения она может быть повреждена, что с высокой долей вероятности приведет к КЗ. Поэтому, покупая электрический провод, не стоит экономить слишком сильно и приобретать кабель, ориентируясь на самую низкую цену. Если вы сомневаетесь в целостности изоляционного слоя, проверьте линию мегаомметром.

Проложив линию, не следует заделывать штробу и штукатурить стену, не осмотрев предварительно поверхность кабеля по всей его длине на предмет отсутствия повреждений механического характера.

Визуальный осмотр электропроводки

Если линия не замкнута, а при визуальном осмотре не выявлено повреждений, ее прозванивают на обрыв.

Как выполняется прозвонка проводки при монтаже – на следующем видео:

Как прозвонить проводку в квартире?

Самый распространенный способ проверки исправности электрической линии – прозвонка с помощью мультиметра (тестера). Мультиметром называется измерительный прибор, с помощью которых можно измерять различные электрические характеристики:

  • Силу тока.
  • Напряжение.
  • Сопротивление.

Существуют две основных разновидности этих тестеров: цифровые и аналоговые (стрелочные). При этом принцип их работы одинаков. Цена обычного мультиметра невысока, и мы рекомендуем каждому хозяину иметь такой прибор в запасе, поскольку он станет надежным помощником практически в любой процедуре, связанной с электрическими измерениями и монтажом.

Установив свой тестер в режим прозвонки, вы сможете с легкостью проверить наличие контакта на любом участке проводки, продиагностировать ее на наличие обрыва, а также проверить работоспособность розетки или выключателя.

Прозвонка электропроводки во вводном щитке

Как прозвонить электрический кабель с помощью мультиметра?

Прозвонка проводов своими руками с использованием тестера производится в следующем порядке:

  • Поставить переключатель мультиметра в режим прозвонки (как правило, напротив этого деления нарисован значок светодиода).
  • Черный измерительный провод нужно установить в гнездо СОМ (иногда оно обозначается знаком заземления или звездочкой). Кабель красного цвета вставляется в гнездо со знаком Ω (или R).
  • Включить тестер (если не предусмотрено его автоматическое включение при повороте рукоятки).
  • Прикоснуться одним щупом к другому. Раздавшийся при этом сигнал оповестит об исправности измерителя и его готовности к работе.
  • На тестируемом проводе снять изоляцию с концов и зачистить их до появления металлического блеска, а затем дотронуться до них щупами.

Если целостность кабеля не нарушена, то прибор издаст звуковой сигнал, а на его табло появится 0. Отсутствие звука и цифра 1 на дисплее свидетельствует о том, что проверяемый проводник оборван.

Наглядно весь процесс на видео:

Прозвонка домашней электропроводки

Речь пойдет о квартире, в которой разводка электролиний соответствует современным нормативам и требованиям: в каждую комнату идет отдельная линия, а ее питание осуществляется через свой «автомат».

Схема электропроводки в современной квартире

Если свет в комнате внезапно погас, но при этом во всех остальных помещениях он горит нормально, то в первую очередь нужно проверить, исправен ли световой прибор. Прежде чем приступить к работе, электропитание комнаты нужно отключить. Если лампа светильника прозрачная, оборванная нить накаливания будет сразу видна; если же нет, придется прозвонить ее мультиметром.

Сначала надо посмотреть, сработали или нет автоматы в электрощитке. Если они включены – проблема, скорее всего, кроется в патроне, выключателе или самой лампочке, а проводка исправна. При срабатывании автомата необходимо проверить все элементы цепи, кроме выключателя, в том числе и сам рубильник.

Автомат не сработал

Если свет погас, а рубильник остался во включенном положении, то сначала нужно прозвонить выключатель. Если он исправен, то при нахождении элемента во включенном положении мультиметр должен издать звуковой сигнал, а в выключенном – на табло должна высветиться цифра 1 при отсутствии звука.

Дальнейшая проверка происходит в следующем порядке:

  • Включить мультиметр в режим измерения напряжения, а затем проверить вход и выход рубильника.
  • При наличии разности потенциалов на автомате вывернуть лампочку из патрона и прикоснуться одним щупом к ее центральному контакту, а вторым – к цоколю. Если при этом не раздастся сигнала, а на дисплее высветится 1 или 0 – лампа неисправна.

Проверка лампочки мультиметром

  • Если проверка показала, что лампочка рабочая, следует перейти к тестированию патрона. Разобрав осветительный прибор, нужно осмотреть подведенные проводники и контакты. Если визуальный осмотр не выявил неполадок – проблема не в патроне.

Такая проверка обычно позволяет установить, что один из перечисленных элементов неисправен. После его замены или ремонта проблема исчезает.

Автомат сработал

Если выключение света в комнате произошло вместе со срабатыванием автомата, в первую очередь следует проверить патрон и целостность кабелей, подведенных к светильнику. Как это делается, было рассказано выше.

Если неисправностей не обнаружено, нужно прозвонить мультиметром проводку.

Повреждения ее случаются нечасто, но иногда происходят, к примеру, при установке декоративных деталей или монтаже подвесных потолков.

Порядок прозвонки электрической линии таков:

  • Отключить подведенный кабель и отвести его с помощью отвертки в сторону.
  • Вывернуть лампочку накаливания из патрона.
  • Поставить мультиметр в режим прозвонки. Одним из щупов дотронуться до нулевой жилы, а вторым – до конца отсоединенного провода. Звуковой сигнал тестера при этом оповестит о закорачивании электропроводки.

Прибор показывает, что проводники замкнуты между собой

  • Убедившись, что имеет место короткое замыкание, нужно найти, а затем вскрыть соединительную коробку и отсоединить друг от друга имеющиеся в ней проводники.
  • Проверить на КЗ все группы кабелей. Чтобы определить замкнутый участок, нужно сначала прозвонить тестером цепи, расположенные на квартирном электрощите. Раздавшийся при этом сигнал будет свидетельствовать о неисправности проводника, ведущего от щитка к распределительной коробке. Если он в порядке, то диагностика продолжается до тех пор, пока не будет обнаружен поврежденный кабель.

Пример поиска обрыва провода на видео:

Из этого материала вы узнали, как прозвонить проводку для обнаружения неисправностей с помощью мультиметра. Процедура эта достаточно несложна, но при ее проведении, как и во время любых других электромонтажных работ, следует неукоснительно соблюдать технику безопасности.

yaelectrik.ru

Как прозвонить провода мультиметром в автомобиле

Что значит прозвонить провод? Это значит проверить его целостность, что нигде на его пути нет обрыва.

Для того, чтобы быстро прозвонить начало и конец проводов или кабелей, какой-либо участок проводки, узнать какой провод в начале соответствует другому проводу в конце, нужно устройство, которым можно выполнить эту работу.

Такими устройствами являются мультиметры и тестеры для вызванивания электрических цепей.

Такие приборы прекрасно используются не только на производстве, но и в быту. Из нескольких режимов работы можно выделить режим «прозвонка». Как раз то таким режимом пользуются специалисты для проверки целостности электрической цепи.

Как прозвонить мультиметром

Для начала разберемся, какие величины измеряет прибор. Это: сила тока, напряжение и сопротивление. В данный момент нас интересует вызванивание проводов или кабелей с помощью этого аппарата.

Перед началом, нужно прибор установить в режим прозвонки. Он имеется у всех приборов со специальным значком диода.

Затем нужно проверить работоспособность нашего устройства. Щупы, которые идут в комплекте с прибором подсоединить в нужные гнезда. Показано на картинке ниже.

Замыкаем щупы между собой. Вы должны услышать характерный звук. Это означает, что электрическая цепь замкнута и обрыва между проводами щупа нет.

Тоже самое можно сделать с проверяемым проводом на его целостность. Если проверяемый провод длинный и проложен где-нибудь, например, в стене, то можно воспользоваться другим вспомогательным проводом-удлинителем.

Стоит не забывать, что все действия по поиску обрыва проводов или его целостности нужно проводить без подачи напряжения 220 В на проверяемый провод. Иначе прибор выйдет из строя.

Как прозвонить многожильный провод или кабель, если его конец находится на большом расстоянии от его начала?

Провода очищаются от изоляции с обоих концов кабеля. Затем проверяют провода на короткое замыкание между собой путем прикосновения щупами мультиметра к каждому проводу. Если прибор не издает звук, значит КЗ нет.

После этого можно проверить целостность проводов в кабеле. Все жилы с одного конца кабеля скручивают вместе, а жилы с другого конца проверяют путем прикосновения щупами проводов между собой. Прибор в таком случае должен издавать характерный звук, что означает целостность всех проводов в кабеле.

Если при прикосновении к какому-то проводу звука нет, значит на проводе обрыв.

Таким же способом можно вызванивать любые провода по парам, если это требуется.

Такая прозвонка хороша, когда много проводов одного цвета и невозможно определить, какой провод, куда идет.

Тестер для прозвонки электрических цепей

На рынке большое разнообразие тестеров для прозвонки проводов и кабелей. Различие тестера от мультиметра заключается в том, что функционал у него по скромнее.

Основное предназначение — это вызванивание проводов и проверка напряжения. Поэтому многие виды тестеров являются не только прозвонкой, но и как индикатор напряжения.

Вполне естественно, что в каждом таком устройстве имеются батарейки для индикации и сигнала, которых по мере эксплуатации или времени нужно заменять.

Простую прозвонку можно изготовить самому в домашних условиях. Для этого нужно взять батарейку на 4,5 В, лампочку на 3,5 и кусок провода. Схема соединения самая простая.

Одним недостатком самых простых тестеров является невозможность проверить сопротивление высокоомных цепей.

Посмотрите видео о том, как пользоваться самой простой прозвонкой для электрических цепей.

Заключение

Вы узнали, что нужно, чтобы отыскать неисправность в электрических цепях, проверить целостность проводов. Конечно это не решит больших задач, если возникли более сложные проблемы.

Для этого придется использовать более сложную аппаратуру и без специалиста не обойтись. В следующих статьях мы постараемся раскрыть другие вопросы, не менее актуальные.

Методы поиска «обрыва» в электропроводке автомобилей

Для проверки провода на обрыв необходим тестер или мультиметр с режимом «прозвонки» цепей или режимом проверки сопротивления.

Если необходимо по схеме электропроводки ищем расположение провода на который падает подозрение, что он не пропускает электрический ток.

— Отсоединяем оба конца проверяемого провода.

— Подсоединяем мультиметр в режиме «прозвонки» к обоим концам проверяемого провода (см. фото выше).

— Если цепь цела, мультиметр издаст звуковой сигнал (ток проходит). Если звука нет (цепь разомкнута) – в проводе имеется «обрыв».

Аналогичным образом можно провести проверку мультиметром в режиме омметра (проверки сопротивления). Подсоединяем мультиметр к обоим концам провода. Если электрическая цепь цела, сопротивление будем минимальным, если разорвана или плохой контакт (провод надломан), сопротивление будет зашкаливать (стремиться к бесконечности).

Провод, в котором обнаружен «обрыв», заменяем новым или ищем место надлома и устраняем «обрыв».

Примечания и дополнения

— При поиске любой неисправности в электропроводке автомобиля в первую очередь следует проверять целостность предохранителя, защищающего электрическую цепь, во вторую очередь окисление наконечников проводов в соединительных колодках, а потом уже «прозванивать» цепь.

Еще статьи по автомобилям ВАЗ

Электрическая сеть (электропроводка) современных автомобилей является однопроводной, вторым проводником служит «масса» — кузов машины и двигатель. В ходе эксплуатации автомобиля можно столкнуться с некоторыми неисправностями проводки (например, короткое замыкание или обрыв). Далее рассмотрим инструкцию, как их найти самому.

Все электрические цепи (кроме силовых цепей стартера и генератора) защищены плавкими предохранителями. А цепи питания мощных потребителей электроэнергии (фары, стеклоподъемники, обогревы зеркал или сидений и т.д.) коммутируются через реле. Поэтому начинать поиск неисправности электропроводки стоит в такой последовательности:

  1. если не работает осветительный прибор (например, фара или плафон освещения), то сначала проверяем не перегорела ли лампа;
  2. проверить исправность предохранителя;
  3. проверить исправность реле;
  4. проверить надежность контактов в разъемах цепи (они могут окисляться, в этом случае их нужно зачистить).

Также рекомендуется проверить все точки крепления «массы».

Схемы реле и предохранителей для автомобилей LADA:

Приборы для поиска неисправностей в электропроводке

Для поиска короткого замыкания или обрыва проводки можно использовать прибор «мультиметр».

Если нужно определить только наличие или отсутствие напряжения на участке цепи, то можно использовать специальный световой индикатор 12 В. Также подойдет контрольная лампа, которую можно сделать своими руками. Для этого к автомобильной лампе (не более 4 Вт) следует припаять два провода длиной не менее 50 см.

Как найти обрыв проводки в автомобиле

При обрыве электрическая цепь размыкается. Часто причиной отсутствия напряжения является плохой контакт в разъеме цепи. Корпус колодки скрывает окислившиеся контакты, поэтому поиск неисправности может занимать длительное время. Обрыв может обнаружиться при покачивании колодок или проводов.

Чтобы найти обрыв в проверке нужно выставить мультиметр в режиме омметра или прозвонки. Выводы прибора подсоединяем к концам проверяемой цепи:

  • Если обрыва нет — мультиметр подаст звуковой сигнал (в режиме прозвонки) или сопротивление будет минимальным (в режиме омметра).
  • Если в проводке обрыв — звукового сигнала не будет (в режиме прозвонки), а сопротивление будет очень большим (в режиме омметра).

Как найти короткое замыкание в проводке автомобиля

Короткое замыкание — это недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в колодке, либо повреждение изоляции проводов. Если после замены неисправного предохранителя он снова перегорает, вероятно, в электропроводке есть короткое замыкание.

Чтобы найти короткое замыкание следует отсоединить проверяемый участок электропроводки от остальной проводки автомобиля. Мультиметр устанавливаем в режим прозвонки. Один щуп прибора подсоединяем к участку цепи, а другой — к кузову («массе»).

  • Если короткого замыкания на участке цепи нет — прибор не будет подавать звуковых сигналов.
  • Если есть короткое замыкание — мультиметр подаст звуковой сигнал (цепь окажется замкнутой).

Осматриваем весь участок цепи на наличие повреждений.

Напомним, выполнять диагностику проводки удобней тогда, когда под рукой есть схемы электрооборудования автомобиля (для Lada XRAY, Vesta, Largus, Granta, Kalina, Priora, Niva 4×4).

Ключевые слова: универсальная статья

vi-pole.ru

Как прозвонить провода мультиметром – в автомобиле, электропроводку, без приборов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top