Как вязать углы арматуры фундамента: Армирование углов ленточного фундамента

Содержание

Правильное армирование углов ленточного фундамента

Содержание статьи

  • 1 Правила армирования углов
  • 2 Схемы армирования углов
    • 2.1 Схема внахлёст (лапки)
    • 2.2 Хомут Г-образной формы
    • 2.3 Хомут П-образной формы
    • 2.4 Тупой угол
  • 3 Армирование примыканий
    • 3.1 Соединение внахлёст
    • 3.2 Хомут Г-образной формы
  • 4 Типичные ошибки

Углы и примыкания ленточного фундамента являются местами концентрации разнонаправленных напряжений. Неправильная стыковка продольной рабочей арматуры на участках примыканий и по углам может привести к появлению поперечных трещин, расслоений и отколов в этих проблемных зонах. Правильное армирование ленточного фундамента обеспечивает сопротивляемость железобетонной конструкции силам сжатия и растяжения на всех его участках.

Рис.1. Нагрузки на угол фундамента.

Правила армирования углов

Общие правила применения арматуры при строительстве ленточных фундаментов изложены в СП 50-101-2004. В пункте 8.9 этого документа указано, что фундаменты стен должны объединяться в систему перекрёстных лент и иметь между собой жёсткую связку. О способах жёсткого соединения арматуры говорится в СП 52-101-2003. В пункте 8.3.26 перечислены все допустимые способы таких соединений:

1. Стыковка арматуры без сварки, внахлёст. Допускаются следующие способы анкеровки в районе нахлёстки: с прямыми концами рифлёной арматуры, с приваркой поперечных стержней, с загибами на концах в форме крюков, или петель.
2. Сварка арматуры.
3. Применение механических устройств, или резьбовых муфт.

Жёсткость соединения арматуры на углах, или примыканиях может быть обеспечена только этими способами. Соединения при помощи вязки перекрестий при армировании углов ленточного фундамента не допускаются. В этом случае происходит угловой разрыв арматурного каркаса и потеря его целостности. Для усиления угловых арматурных стыков можно применять П- и Г-образные элементы, изготовленные из арматурных прутьев, применяемых для устройства продольной (рабочей) арматуры. Вертикальные и поперечные хомуты в области угловых и примыкающих анкеровок устанавливаются в 2 раза чаще, чем в остальных частях ленточного фундамента. Оптимальное расстояние между хомутами в зонах примыканий и углов определяется как половина от ¾ высоты ленты. Не рекомендуется делать это расстояние более 25 см. Для равномерного распределения нагрузок на углах ленты, а также в области примыканий, делается жёсткая связка внутренней и внешней продольной арматуры.

Схемы армирования углов

Для формирования единой жёсткой пространственной рамы ленточного фундамента применяют следующие схемы угловых и примыкающих соединений продольной арматуры:

1. Жёсткое угловое соединение арматуры внахлёст и «лапкой».
2. Армирование угловой зоны при помощи хомута Г-образной формы.
3. Схема армирования угла при помощи П-образного хомута.
4. Армирование зоны примыкания при помощи соединения внахлёст.
5. Схема армирования примыкающей зоны при помощи хомута Г-образной формы.
6. Армирование области примыкания при помощи хомута П-образной формы.
7. Армирование тупых углов при помощи жёсткого соединения внахлёст.

Любая из вышеперечисленных схем предусматривает жёсткое соединение внутренней и внешней продольной арматуры.

Схема внахлёст (лапки)

1. Жесткость углового соединения внешней горизонтальной арматуры обеспечивается внахлёст при помощи сгиба одного из свободных концов (1-2).
2. Привязка внутренней горизонтальной арматуры (7) к внешней горизонтальной арматуре (2) осуществляется внахлёст.
3. Привязка внутренней горизонтальной арматуры (3) к внешней связке (1-2) производится при помощи соединения «лапка».
4. Шаг угловой поперечной арматуры (5) и вертикальной арматуры (4) рассчитывается по формуле 3/8 высоты ленточного фундамента.
5. Длина «лапки» составляет 35-50 диаметров продольной арматуры.

Рис. 2. Схема армирования угла внахлёст.

Хомут Г-образной формы

1. Жесткость соединения внешней продольной арматуры (1) в угловой зоне обеспечивает Г-образный хомут (6).
2. Внутренняя продольная арматура (2) жестко скрепляется с внешней продольной арматурой (1) внахлёст.
3. Шаг поперечной арматуры (L) составляет не более ¾ высоты ленты фундамента.
4. Внутреннюю и внешнюю продольную арматуру соединяет дополнительная поперечная арматура (5).
5. Длина соединения внахлёст составляет 50 диаметров горизонтальной арматуры.

Рис. 3. Схема армирования угла г-образным хомутом.

Хомут П-образной формы

1. При использовании П-образных хомутов (5) угловое соединение внешней и внутренней горизонтальной арматуры ленточного фундамента (1) получает жёсткую сцепку наподобие замка.
2. В анкеровке П-образных хомутов участвует вертикальная (2), поперечная (3) и дополнительная поперечная (4) арматура.

Рис. 4. Схема армирования углов п-образным хомутом.

Тупой угол

1. Для надёжного соединения арматурного каркаса при повороте ленточного фундамента под тупым углом (1) используется схема жёсткого соединения внахлёст свободных концов внутренней горизонтальной арматуры (4) с внешней горизонтальной арматурой (5).
2. Вертикальную (2) и горизонтальную (3) арматуру в зоне соединения внахлёст следует устанавливать в 2 раза чаще, чем на ровных участках ленты.
3. Длина соединения внахлёст должна быть не меньше 50 диаметров продольной арматуры.

Рис. 8. Схема армирование тупого угла.

Армирование примыканий

Соединение внахлёст

1. Соединение горизонтальной арматуры (2) примыкающего элемента ленточного фундамента внахлёст осуществляется только к внешней горизонтальной арматуре (1).
2. Шаг поперечной (4), дополнительной поперечной (5) и вертикальной арматуры в зоне примыкания должен быть не менее 3/8 от высоты ленты фундамента.
3. Размеры соединения внахлёст составляют 50 диаметров рабочей арматуры.

Рис.5. Схема армирования примыкания внахлёст.

Хомут Г-образной формы

1. При использовании Г-образного хомута (6) для армирования зоны примыкания горизонтальная арматура примыкающей части и внешняя горизонтальная арматура (1) соединяются с уголком внахлёст.
2. Длина соединения внахлёст (2) составляет 50 диаметров рабочей арматуры.
3. Шаг вертикальной (3) и поперечной арматуры (4) в зоне примыкания уменьшается в два раза при помощи дополнительной поперечной арматуры (5).

Рис. 6. Схема армирования примыкания хомутом г-образной формы.

Хомут П-образной формы

1. Хомут П-образной формы (6) обеспечивает дополнительную жёсткую привязку внахлёст горизонтальной арматуры примыкающего элемента ленточного фундамента (3) к внешней горизонтальной арматуре (1).
2. Длина соединения внахлёст (2) может составлять 35-50 диаметров горизонтальной арматуры.
3. Минимально допустимая длина П-образного хомута должна равняться двойной ширине ленточного фундамента.

Рис. 7. Схема армирования примыкания ленточного фундамента хомутом г-образной формы.

Рекомендуем: Пример расчета диаметра арматуры для ленточного фундамента.

Типичные ошибки

Все способы угловых и примыкающих соединений арматуры направлены на сохранение целостности арматурного каркаса, независимо от его конфигурации. Прочность ленточного фундамента зависит от правильной анкеровки концевых элементов продольной арматуры. К неправильному армированию углов ленточного фундамента приводят следующие схемы:

1. Армирование угловых зон ленточного фундамента арматурными перекрестиями с вязкой стержней продольной арматуры под прямыми углами.
2. Установка в угловых и примыкающих зонах гнутой продольной арматуры без анкеровки.

Эти ошибки являются самыми распространёнными и могут привести к разрушению фундамента в местах угловых соединений и примыканий.

Угловые и примыкающие соединения, выполненные методом вязки перекрестий стержней продольной арматуры

Типичной ошибкой армирования углов и примыканий являются соединения продольной арматуры методом вязки перекрестий. Такое арматурное соединение без надлежащей анкеровки стержней может привести к разрушению бетонного монолита из-за разнонаправленных нагрузок, возникающих по углам ленточного фундамента.

Рис. 9. Частая ошибка при армировании углов

Применение гнутой продольной арматуры для армирования угловых соединений и примыканий

1. Угловые соединения без связки внутренней и внешней продольной арматуры (1) не обеспечивают жесткой стержневой фиксации.
2. Разрушение фундамента может происходить не только из-за образования поперечных трещин, но и из-за отслаивания внутренних углов.

Рис. 10. Ещё один пример неправильного армирования углов

Обязательно прочитайте: Можно ли армировать ленточный фундамент стеклопластиковой арматурой, если собираетесь ее использовать.

Чтобы не допустить появление на углах и примыканиях ленточного фундамента образование трещин, отколов и расслоений, необходимо правильно связать концевые стержни продольной арматуры и выполнить их надёжную анкеровку. Правильное армирование углов ленточного фундамента – залог надёжности и долговечности здания.

как вязать, особенности обвязки углов и правильное армирование

Содержание

  1. Для чего нужно армирование фундамента
  2. Армирование ленточного фундамента своими руками
    1. Выбор арматуры
    2. Схема армирования
    3. Фиксация арматуры
    4. Правильное армирование углов ленточного фундамента
    5. Схема внахлёст – прямые участки
    6. Варианты соединений арматуры в углах
    7. Стыкование с загибом основной арматуры
    8. Хомут Г-образной формы
    9. Хомут П-образной формы
    10. Тупой угол
    11. Ошибки армирования углов
  3. Заключение

При возведении домов индивидуальные застройщики нередко стремятся выполнить все виды работ самостоятельно – в том числе и залить фундамент. Ошибки, допущенные на данном этапе, могут создать проблемы в процессе эксплуатации здания. Чтобы не допустить их, нужно учитывать множество нюансов: изготовить бетон нужной марки; обеспечить монолиту правильную геометрию за счёт точно собранной опалубки; по технологии произвести заливку и многое другое. Разберём, как следует осуществлять армирование углов фундамента, что тоже оказывает немалое влияние на его конечную прочность.

На несущую базу здания суммарно воздействуют все виды нагрузок: от веса конструкций, до внешних воздействий (грунта, снега, ветра). И если сжимающие нагрузки монолиту не страшны – был бы правильно подобран класс бетона на сжатие — то на растяжение, которому подвергается нижняя часть фундамента, он работает плохо. Справиться с такими усилиями помогает арматура, которая имеет многократно больший предел прочности на растяжение. У стали А400 (АIII), которую и применяют для армирования фундаментов, эта характеристика составляет 400 МПа, тогда как у бетона данный показатель составляет всего-то 3-4 МПа.

Особенно важно правильное армирование для малозаглубляемых ленточных фундаментов, которые в целях экономии чаще всего и заливают под частный дом. Такая конструкция представляет собой раму из закольцованных и надёжно сопряжённых балок, свободно опирающихся на грунт. А он не является неподвижным основанием — как в силу неоднородной структуры, так и в силу воздействия факторов, провоцирующих движение: поверхностной и подземной влаги, растительности, температурных перепадов. Поэтому фундаменту и требуется жёсткий, способный к растяжению каркас.

При армировании фундамента никакой велосипед изобретать не надо – существует технологическая карта 94-04, которой и следует руководствоваться. Разница только в том, что на малых объектах в силу небольшого объёма работ многие операции осуществляются вручную или с применением более простых механизмов или приспособлений. Это никак не должно влиять на конечный результат, так как от качества выполнения той или иной операции зависит надёжность фундамента в целом.

Большое значение имеет применяемый материал, поэтому свой рассказ начнём именно с него.

В качестве рабочей арматуры для устройства внутрифундаментных каркасов, в строительстве применяют периодические стальные стержни класса А-ІІІ (А400). Цифра в маркировке означает, что предел текучести стали составляет не менее 390 МПа.

Такая арматура имеет круглое сечение с двумя продольными рёбрами и примыкающими к ним поперечинами, изогнутыми по принципу трёхзаходного винта. Выступы на внешнем контуре арматуры предусматриваются для обеспечения её надёжного сцепления с бетоном. Именно такие стержни должны использоваться для устройства рабочих и конструкционных поясов каркаса. Гладкую арматуру А1 можно применить только в качестве обвязочных поперечин (хомутов).

Принцип составления каркаса фундаментной ленты

Во многих странах Европы арматура А400 считается устаревшей, так как она не подходит для сварки. Там ещё лет 30 назад перешли на арматуру с более высоким пределом текучести А500С, которую можно не только вязать, но и варить.

Отличить её можно визуально, по строению витков – в данном случае они соприкасаются с рёбрами только с одного конца, а места соединений и пропусков чередуются.

Самые популярные проекты серии FH:

Проект FH-90 Windows

Общая площадь:

90 м²

Подробнее

Проект FH-114 Optimus

Общая площадь:

114 м²

Подробнее

Проект дома FH-115 Status

Общая площадь:

115 м²

Подробнее

Различие между стержнями А400 и А500С

Арматуру А500С используют при изготовлении сварных сеток, которые чаще всего применяются для ускоренной сборки плитных фундаментов. Имея готовые сетки, остаётся только привязать к ним хомуты, и это экономит массу времени. Для изготовления хомутов используется арматура меньшего диаметра и более низкого класса: АII (А300) и АI (А240) — всё зависит от размеров фундамента и конкретных показателей суммарных нагрузок.

Закладные хомуты под цокольную ленту, устраиваемую поверх фундаментной плиты

Хомуты, как и элементы, с помощью которых соединяется арматура на углах фундамента, обычно гнутся на объектах, но при желании можно купить и готовые изделия. Обходиться без них нельзя. То, что некоторые горе-строители осуществляют примыкания стержней в углах, просто перекрещивая арматуру, является нарушением технологии, значительно ослабляющим конструкцию и способным спровоцировать расслоение монолита.

Мнение эксперта
Виталий Кудряшов

строитель, начинающий автор

Задать вопрос

Важно! Арматура АIII изгибается под прямой угол по диаметру, и только в холодном состоянии. Нельзя надпиливать или греть место изгиба – тогда стержень не потеряет прочность.

Арматура перед монтажом должна быть обезжирена и очищена от любых видов загрязнений щётками. Ржавчина удаляется только там, где она отслаивается – если это просто рыжий прочный налёт, то он может оставаться на стержнях, так как даже улучшает адгезию металла к бетону.

При небольших объёмах работ – и тем более, когда фундамент имеет форму ленты, армирование монолита чаще осуществляется отдельными стержнями. Прежде чем начать сборку каркасов, должны быть выполнены такие работы:

  1. Отрывка траншей с устройством насыпного основания и подбетонки.
  2. Устройство удобного подъезда и места стоянки для крана.
  3. Завоз инвентаря, оборудования и механизмов.
  4. Разбивка осей здания.
  5. Сборка опалубки.
  6. Обеспечение объекта арматурой, её сортировка и складирование пучков в зоне работы крана.

На больших стройках для правки, очистки, гнутья и раскроя арматуры используют установленные на площадках приводные станки.

При небольших объёмах работ можно вполне обойтись ручным станком.

Ручной станок для гнутья арматуры

Отдельные стержни для установки в рабочее положение подаются вручную. Сам процесс сборки состоит из таких этапов:

Бессварочные стыки стержней, производимые внахлёст, могут осуществляться не только с помощью проволоки или пластмассовых фиксаторов, но и с использованием винтовых муфт или обжимных гильз. Главное – обеспечить стыку необходимую прочность.

Для стабильной работы конструкции очень важно, чтобы элементы каркаса сопрягались правильно. Рассмотрим основные положения руководства по конструированию железобетонных монолитов, формируемых из тяжёлого бетона и стальной арматуры.

Лучше всего, когда стыкуемые стержни соприкасаются друг с другом. Если обеспечить это невозможно, между ними допускается зазор не более 4-х диаметров стержней. Расстояние между двумя параллельными стыками, находящимися в пределах одного сечения, не может быть меньше, чем 30 мм (в среднем это 2 диаметра арматуры).

Правила сращивания периодической и гладкой арматуры на прямых участках

При проектировании точная величина нахлёстов определяется по формуле, и зависит от диаметра арматуры и класса бетона, в массиве которого она будет располагаться. В среднем это значение составляет не менее 30 диаметров, именно такой нахлёст и делают все арматурщики в частном строительстве. Прямые концы может иметь только профильная арматура, хотя на её концах иногда предусматривают и петли. Гладкие стыкуемые стержни (без рёбер и винтовой нарезки) должны заканчиваться загибом в виде крюка.

При пролётах ленты не более 10 м, длина стержней позволяет осуществлять перевязку арматуры только в углах фундамента. В противном случае необходимо сделать так, чтобы стыки хлыстов или сварных сеток располагались вразбежку, а не напротив друг друга. Без разбежки можно стыковать только конструкционную арматуру, которая почти не принимает участие в работе на сжатие и растяжение.

Расположение рабочей и конструкционной арматуры в каркасе

При стыковании стержней диаметром более 10 мм, в зоне нахлёста дополнительно предусматривается поперечная арматура. В её качестве может быть установлен хомут или скрутка. Как вариант, в зоне сжатия устанавливается слегка выгнутая в виде корыта сварная сетка. Если концы арматуры не прямые, а петлевые, поперечины устанавливаются в кольце петли.

Наибольшие нагрузки испытывают те зоны ленточного фундамента, в которых балка делает поворот на 90 или более градусов, либо пересекается со встречной лентой. Правильное армирование поворотов фундамента оказывает большое влияние на работу каркаса в целом, поэтому обратим ваше внимание на основные узлы соединений.

Обвязка углов фундамента арматурой может выполняться несколькими способами. Один из них заключается в том, что продольные стержни – и внутренний и внешний, изгибаются на концах под прямой угол и соединяются между собой проволочными скрутками с шагом не более половины основного шага поперечной арматуры. Величина загиба должна составлять не менее 50 диаметров арматуры – то есть для стержней d12мм это 60 см. Аналогичные соединения выполняются на всех уровнях каркаса.

Как вязать углы арматуры фундамента при загибе основной арматуры

Чтобы не гнуть основную арматуру, или когда её длины не хватает, арматурщики заготавливают Г-образные элементы отдельно и привязывают их к прямым продольным стержням. Принцип тот же – плечо гнутого элемента должно иметь длину не менее 50 диаметров соединяемых стержней. Стыковочная скоба устанавливается на каждый продольный стержень, на всех уровнях каркаса.

Вязка углов арматуры для фундамента с применением Г-образных скоб

Данный способ нередко совмещается с предыдущим. Например: по внутренней, более короткой линии стержни загибаются, а по наружной, длины которой на загиб не хватает, устанавливаются соединительные скобы. Пример такой стыковки элементов каркаса представлен на следующей схеме.

Как заармировать угол фундамента комбинированным способом

Для обвязки углов могут использоваться П-образные хомуты, ширина которых соответствует шагу рабочей арматуры в каркасе. Длина хомута составляет всё те же 50 диаметров продольного стержня, и вяжется он загнутой частью в сторону угла. Всего устанавливается по паре таких элементов на каждом уровне рабочей арматуры в каркасе.

Самые популярные проекты серии FH:

Проект Windows Villa FH-90WV

Общая площадь:

90 м²

Подробнее

Проект Master Dom FH-144 c мастер-спальней

Общая площадь:

144 м²

Подробнее

Проект FH-150 Full HDom

Общая площадь:

150 м²

Подробнее

Соединение арматуры в углах посредством П-образных хомутов

При наличии в здании эркеров или, к примеру, террасы, имеющей трапециевидную конфигурацию, может возникнуть необходимость обхода тупого угла. Случается это нечасто, но как соединить здесь арматуру, мы всё-таки скажем.

Для стыкования рабочих стержней под углом более 90 градусов, применяются два способа:

  1. Приданием требуемой геометрии концам рабочей арматуры на станке для гибки.
  2. Использованием накладных элементов, изогнутых под необходимым углом.

Главное — соблюдать величину нахлёста основной арматуры с накладным элементом, которая для всех видов соединений одинакова. В обоих случаях соединение усиливается путём установки поперечных связей.

Стыкование продольной арматуры в тупом углу

Углы и примыкания конструкций на всех уровнях здания являются слабым звеном, требующим ответственного отношения к выполнению соединительных узлов. Фундамента это касается в первую очередь, так как основные нагрузки приходится воспринимать именно ему.

Вот какие типичные ошибки могут быть допущены при выполнении углового арматурного соединения:

  1. Связка перекрещиваемых стержней без загиба или применения накладных элементов.
  2. Установка гнутой продольной арматуры без поперечного усиления.
  3. Отсутствие связки между внутренней и внешней линиями арматуры.
  4. Отсутствие связки между верхним и нижним контурами каркаса.
  5. Отсутствие анкеровки между каркасом вертикальной части ленты с бетонной подошвой под ней.
  6. Применение для связки стержней обычной проволоки вместо отожжённой.
  7. Применение сварных соединений на арматуре, которая для этого не предназначена.
  8. Расположение сварного шва непосредственно в углу фундамента.

Не станем утверждать, что все без исключения ошибки, допущенные в процессе армирования фундамента, непременно приведут к фатальным последствиям, но думаем, вряд ли кому-то захочется узнать это на собственном опыте. Уж лучше сделать всё грамотно и спать спокойно, чем упростить себе работу, получив незначительную экономию, а потом долго и с немалыми затратами разгребать проблемы.

схема действий, вязка и армирование

Главная » Строительство фундамента под дом, дачу и гараж

Ленточный фундамент

– самый востребованный и популярный вид несущей системы в индивидуальном строительстве. Эти конструкции надежны, практичны и долговечны. Однако реализовать эти преимущества можно только при соблюдении технологии монтажа на каждом этапе. Один из них — армирование. Наиболее ответственными точками являются углы, принимающие на себя максимальные вертикальные нагрузки.

Содержание

  1. Необходимость армирования углов ленточного фундамента
  2. Схема действий
  3. Правильная вязка и усиление углов
  4. Армирование устоев
  5. Распространенные ошибки и полезные советы по армированию углов
  6. 19 ленточного фундамента

    Наибольшая нагрузка приходится на углы ленточного фундамента

    Бетон – очень прочный материал, выдерживающий высокие сжимающие нагрузки. Однако и у него есть свой запас прочности, особенно когда речь идет о нагрузках на кручение и разрушение. Именно они приходятся на углы систем поддержки ремня.

    Необходимость правильного армирования этих участков обусловлена ​​следующими факторами:

    • Неравномерное давление на разные стороны основания. Это приводит к нагрузке на суставы. Металлический каркас может компенсировать и нейтрализовать их.
    • Концентрация линейных нагрузок. Они переносятся по монолитному поясу в углы, где достигают значительных значений.

    Стальная рама действует как жесткая и упругая рама, которая нейтрализует давление, оказываемое зданием и землей на опорную систему.

    Схема действий

    Способы усиления углов П-образными хомутами

    Достижение прочности углового узла каркаса ленточного фундамента достигается правильным применением существующих и проверенных технологий.

    Существуют такие способы углового соединения арматуры:

    • Внахлест. Свободные концы внешнего и внутреннего горизонтальных стержней загнуты и наложены на противоположные по ориентации линии. Дополнительную прочность обеспечивают мосты.
    • Г-образные зажимы. Здесь переход от наружной продольной арматуры к внутренней также осуществляется с помощью соединения внахлест. Получившийся узел закрепляют Г-образным фрагментом со стороной 50-80 см.
    • U-образный зажим. Внутренние и внешние линии изогнуты в П-образные контуры, которые замыкаются вертикальными и горизонтальными фрагментами. Считается самым прочным и надежным узлом.
    • Тупой угол. Такие соединения не несут высокой нагрузки, но и требуют внимания. Соединение осуществляется путем прохождения наружных и наружных стержней в противоположные стороны с нахлестом 50 см. При этом вертикальные и горизонтальные перемычки ставятся в 2 раза чаще.

    При создании вертикальной и замкнутой монолитной плиты рекомендуется использовать одинаковую технологию вязки уголков арматуры. Это позволит создать равный запас прочности по всему фундаменту. Даже если лента заливается на ростверк, эти участки все равно остаются критическими с точки зрения нагрузки.

    Правильная вязка и усиление углов

    Сварку использовать нельзя. Вместо него для соединения арматуры используется проволока

    . Соединение стержней целесообразно обжимать стержнями с помощью проволочных или пластиковых стяжек. Сварка не рекомендуется по двум причинам. Первая заключается в том, что после сильного нагрева металл становится гибким и хрупким. Второй минус – под накипью развивается ржавчина, которая со временем разрушает соединение.

    Для вязания необходимо использовать проволоку толщиной 1-1,3 мм в мотках или зажимах от готовых зажимов. Скрутить проволоку можно плоскогубцами, ручным крючком или беспроводным полуавтоматическим пистолетом. С пластиковыми стяжками работать проще и быстрее, но такой вариант не очень прочный и дорогой.

    Изгиб угловых фрагментов следует производить без предварительного нагрева арматуры, с помощью станка или тисков. После выполнения соединений на боковые и нижние фрагменты каркаса устанавливаются распорки. Лучшим вариантом являются звездочки, которые крепятся без клея или сварки. Бетон тяжелый и вязкий, а жесткая фиксация армирующей конструкции не позволит ему съехать в стороны при заливке раствора.

    При установке каркаса необходимо соблюдать дистанцию ​​не только между внутренней и внешней линиями. Вертикальные перемычки следует устанавливать с шагом 40-80 см, а по углам — 20-40 см друг от друга. Основные стержни выбирают диаметром 10-16 см, а вспомогательные — 6-10 мм. Желательно выбирать арматуру с рифленой поверхностью, обеспечивающей наилучшее сцепление с вязальной проволокой и бетоном. Обратите внимание на металлическую маркировку. «С» означает, что его можно сваривать, а «К» означает, что он устойчив к коррозии.

    Армирование устоев

    Схема армирования углов ленточного фундамента аналогична способам, которые применяются при соединении стержней в острых, прямых и тупых углах.

    В местах примыкания внутренних фрагментов к периметру фундамента применяют следующие способы соединения:

    • внахлест;
    • Г-образные зажимы;
    • П-образные зажимы.

    Соединение осуществляется аналогично фасонкам, только все действия выполняются дважды, в зеркальной ориентации. Кроме того, стыки усилены продольными фрагментами, проходящими по внутреннему и внешнему стержням.

    Распространенные ошибки и полезные советы

    Стыковая сварка арматуры приводит к ржавчине

    Основные ошибки, наиболее часто встречающиеся при армировании ленточной несущей системы:

    • работа без чертежа и предварительных расчетов, что приводит к трудностям при сборке и нарушениям ее технологии;
    • усиление угловых зон вязкостными стержнями из продольных стержней под прямым углом;
    • установка гнутых элементов без анкеровки;
    • сварка арматуры встык, что является крайне ненадежным вариантом;
    • вязание перекрестий без применения складок и нахлестов;
    • применение сварки для металла, не предназначенного для этого;
    • использование железных деталей или материалов, впитывающих влагу, в качестве опор и распорок — это приводит к повреждению рамы ржавчиной;
    • усиление фундамента стержнями сомнительного происхождения или не имеющими недостаточного запаса прочности;
    • сборка из металла, покрытого ржавчиной и предварительно не обработанного от коррозии;
    • забивка вертикальных элементов каркаса в грунт через дренаж и гидроизоляцию.

    Ошибки армирования являются причинами появления трещин в углах основания, дорогостоящего ремонта, перекосов и возможного обрушения конструкции.

    расчет и схема вязания арматуры, как правильно вязать

    Любое здание не может обойтись без надежного и крепкого фундамента. Строительство фундамента – самый ответственный и трудоемкий этап. Но при этом должны быть соблюдены все правила и требования по укреплению фундамента. С этой целью возводят ленточный фундамент, который способен сделать основание строения прочным и надежным. Стоит более подробно рассмотреть особенности ленточного фундамента, а также технологию армирования конструкции.

    Особенности

    Ленточный фундамент представляет собой монолитную бетонную ленту без зазоров в дверных проемах, которая становится основой для возведения всех стен и перегородок строения. Основой ленточной конструкции является бетонный раствор, который изготавливается из цемента марки М250, воды, песчаной смеси. Для ее твердения используется арматурный каркас, выполненный из металлических стержней разного диаметра. Лента углубляется на определенное расстояние в почву, одновременно выступая над поверхностью. Но ленточный фундамент подвергается серьезным нагрузкам (движение грунтовых вод, массивная конструкция).

      В любой ситуации нужно быть готовым к тому, что различные негативные воздействия на конструкции могут сказаться на состоянии фундамента. Поэтому, если армирование выполнено неправильно, при первой же малейшей угрозе фундамент может обрушиться, что приведет к разрушению всей конструкции.

      Армирование имеет следующие преимущества:

      • предотвращает проседание грунта под зданием;
      • положительно влияет на звукоизоляционные качества фундамента;
      • повышает устойчивость фундамента к резким перепадам температурного режима.

      Требования

      Расчеты армирующих материалов и схем армирования проводятся в соответствии с правилами действующих СНиП 52-01-2003. В сертификате есть определенные правила и требования, которые необходимо соблюдать при армировании ленточного фундамента. Основными показателями прочности бетонных конструкций являются коэффициенты сопротивления сжатию, растяжению и поперечному разрушению. В зависимости от установленных нормируемых показателей бетона выбирают определенную марку и группу. Выполняя армирование ленточного фундамента, определяют тип и контролируемые показатели качества армирующего материала. Согласно ГОСТ допускается применение горячекатаной строительной арматуры повторяющегося профиля. Клапанная группа выбирается в зависимости от предела текучести при максимальных нагрузках, она должна обладать пластичностью, коррозионной стойкостью и низкотемпературными показателями.

      Виды

      Для армирования ленточного основания используются два вида стержней. Для осевых, которые несут ключевую нагрузку, требуется класс AII или III. При этом профиль должен быть ребристым, потому что он имеет наилучшее сцепление с бетонным раствором, а также в соответствии с нормой передает нагрузку. Для надстроечных перемычек применяют более дешевую арматуру: гладкую марки АИ, толщина которой может быть 6–8 миллиметров. В последнее время стала пользоваться большим спросом арматура из стеклопластика, поскольку она обладает лучшими прочностными свойствами и долгим сроком службы.

      Большинство проектировщиков не рекомендуют его использовать для фундаментов жилых помещений. По правилам это должны быть железобетонные конструкции. Особенности таких строительных материалов известны давно. Разработаны специализированные армирующие профили, которые способствуют тому, что бетон и металл объединяются в цельную конструкцию. Как поведет себя бетон со стекловолокном, насколько надежно эта арматура будет соединяться с бетонной смесью и будет ли эта пара успешно справляться с различными нагрузками – все это малоизвестно и практически не испробовано. Если есть желание поэкспериментировать, можно использовать стеклопластиковую или железобетонную арматуру.

      Оплата

      Расход арматуры необходимо производить на этапе планирования чертежей фундамента, чтобы в дальнейшем точно знать, сколько потребуется строительного материала. Стоит ознакомиться с тем, как рассчитать количество арматуры для мелкозаглубленного основания высотой 70 см и шириной 40 см. Сначала нужно установить внешний вид металлического каркаса. Он будет выполнен из верхнего и нижнего армопоясов, в каждом по 3 арматурных стержня. Промежуток между стержнями будет 10 см, также нужно добавить еще 10 см для защитного бетонного слоя. Соединение будет производиться путем варки одинаковых по параметрам отрезков арматуры с шагом 30 см. Диаметр арматуры 12 мм, группа А3.

      Расчет необходимого количества арматуры выглядит следующим образом:

      • Для определения расхода стержней на осевой пояс необходимо произвести расчет периметра фундамента. Необходимо взять условное помещение периметром 50 м. Так как в двух армопоясах по 3 бруска (всего 6 штук), то расход составит: 50х6=300 метров;
      • Теперь необходимо рассчитать, сколько соединений потребуется для соединения ремней. Для этого необходимо общий периметр разделить на шаг между перемычками: 50:0,3=167 штук;
      • при соблюдении определенной толщины ограждающего слоя бетона (около 5 см), размер перпендикулярной перемычки составит 60 см, а осевой — 30 см. Количество отдельных перемычек на одно подключение – 2 шт.;
      • необходимо рассчитать расход брусков на осевые перемычки: 167х0,6х2 = 200,4 м;
      • расход изделий на перпендикулярные перемычки: 167х0,3х2 = 100,2м.

      В итоге расчет армирующих материалов показал, что общая сумма затрат составит 600,6м. Но эта цифра неубедительна, приобретать изделия необходимо с запасом (10–15%), так как необходимо выполнить усиление фундамента в угловых зонах.

      Схема

      Постоянное движение грунтов оказывает самое серьезное давление на ленточный фундамент. Чтобы стойко выдерживать такие нагрузки, а также устранять источники образования трещин на этапе планирования, специалисты рекомендуют позаботиться о правильно подобранной схеме армирования. Схема армирования фундамента представляет собой определенное расположение осевых и перпендикулярных стержней, которые собираются в единую конструкцию.

      В СНиП № 52-01-2003 четко прописано, как укладывать армирующие материалы в фундамент, с каким шагом в разные стороны.

      Стоит учитывать следующие правила из этого документа:

      • шаг укладки стержней зависит от диаметра арматуры, размеров гравийных гранул, способа укладки бетонного раствора и его уплотнения;
      • Шаг наклепа — расстояние, равное двум высотам сечения армирующей ленты, но не более 40 см;
      • поперечная закалка — это расстояние между стержнями равно половине ширины самого сечения (не более 30 см).

      При принятии решения о схеме армирования необходимо учитывать тот факт, что в опалубку монтируется каркас в сборе целиком, а внутри будут завязываться только угловые секции. Количество осевых армированных слоев должно быть не менее 3 по всему контуру фундамента, т. к. заранее определить участки с наибольшими нагрузками невозможно. Наиболее популярными являются схемы, в которых соединение арматуры осуществляется таким образом, что образуются ячейки геометрических фигур. В этом случае прочный и надежный фундаментный фундамент гарантирован.

      Технологические работы

      Армирование ленточного фундамента выполняется с соблюдением следующих правил:

      • Для функциональной арматуры применяют стержни группы А400, но не ниже;
      • сварку в качестве соединения специалисты не рекомендуют, так как она затупляет сечение;
      • по углам арматура окантована, но не приварена;
      • резьбовые фитинги для хомутов не допускаются;
      • необходимо строго выполнять защитный слой бетона (4–5 см), т. к. это защита металлических изделий от коррозии;
      • при выполнении каркасов стержни в осевом направлении соединяют внахлест, который должен быть не менее 20 диаметров стержней и не менее 25 см;
      • При частом размещении металлических изделий необходимо соблюдать размер заполнителя в бетонном растворе, он не должен застревать между стержнями.

      Подготовительные работы

      Перед началом работы необходимо очистить рабочую зону от различного мусора и мешающих предметов. По заранее подготовленной разметке выкапывается траншея, которую можно сделать вручную или с помощью специализированной техники. Чтобы стены оставались в идеально ровном состоянии, рекомендуется монтировать опалубку. В основном каркас помещают в траншею вместе с опалубкой. После этого заливается бетон, а конструкция в обязательном порядке гидроизолируется листами рубероида.

      Способы вязки арматуры

      Схема упрочнения ленточного фундамента допускает соединение стержней пучковым способом. Связанный металлический каркас имеет повышенную прочность по сравнению со сварным вариантом. Это происходит из-за того, что увеличивается риск пригорания изделий из металла. Но это не относится к фабричным изделиям. Допускается ускорение работ по выполнению армирования на прямых участках сваркой. А вот армирование уголков производится только с применением вязальной проволоки.

      Перед тем как вязать арматуру нужно подготовить необходимые инструменты и стройматериалы.

      Существует два способа связывания металлических изделий:

      • специализированный крючок;
      • вязальная машина.

      Первый способ подходит для небольших объемов. Укладка арматуры в этом случае займет слишком много времени и сил. В качестве соединительного материала используется отожженная проволока диаметром 0,8–1,4 мм. Использование других строительных материалов запрещено. Арматуру можно соединить отдельно, а затем опустить в траншею. Или выполнить вязку арматуры внутри ямы. Оба пути рациональны, но есть некоторые отличия. Если делать на поверхности земли, то можно справиться самостоятельно, а в траншее понадобится помощник.

      Как вязать арматуру по углам ленточного фундамента?

      Для угловых стен используются несколько способов крепления.

      • Лапа. Для проведения работ на конце каждого стержня делается лапка под углом 90 градусов. В этом случае удочка напоминает кочергу. Размер стопы должен быть не менее 35 диаметров. Изогнутый участок стержня соединен с соответствующим вертикальным участком. В результате получается, что внешние бруски каркаса одной стены крепятся к наружным стенкам другой стены, а внутренние присоединяются к наружным.
      • Использование L-образных зажимов. Принцип выполнения аналогичен предыдущей вариации. Но здесь не нужно делать стопу, а взять специальный Г-образный элемент, величина которого не меньше 50 диаметров. Одна часть привязывается к металлическому каркасу одной поверхности стены, а вторая – к вертикальному металлическому каркасу. При этом внутренний и внешний хомуты соединяются. Шаг хомутов должен составлять ¾ от высоты стены подвала.
      • С использованием П-образных зажимов. На уголок вам понадобится 2 зажима, размер которых 50 диаметров. Каждый из хомутов приварен к 2 параллельным стержням и 1 перпендикулярному стержню.

      О том, как правильно армировать углы ленточного фундамента, смотрите в следующем видео.

      Как выполнить армирование под тупыми углами?

      Для этого внешний стержень изгибается до определенного значения градуса и к нему прикрепляется дополнительный стержень для качественного усиления прочности. Внутренние спецэлементы соединены с внешними.

      Как связать арматурную конструкцию своими руками?

      Стоит рассмотреть подробнее, как выполняется вязка арматуры на поверхности земли. Сначала делаются только прямые участки сетки, после чего конструкция устанавливается в траншею, где армируются углы. Готовятся сегменты арматуры. Стандартная величина стержней 6 метров, по возможности их лучше не трогать. Если вы не уверены в собственных силах, что справитесь с такими удилищами, их можно разрезать пополам.

      Специалисты рекомендуют начинать вязать арматурные прутья с самой короткой планки-основы. , что дает возможность приобрести определенный опыт и навык, в дальнейшем будет легче справляться с длинными конструкциями. Резать их нежелательно, так как это увеличит расход металла и снизит прочность фундамента. Параметры заготовок следует рассматривать на примере фундамента, высота которого составляет 120 см, а ширина – 40 см. Арматурные изделия следует заливать со всех сторон бетонной смесью (толщиной около 5 см), которая является исходной условие. Учитывая эти данные, чистые параметры армирующего металлического каркаса должны быть не более 110 см в высоту, 30 см в ширину. Для вязки прибавьте по 2 сантиметра с каждой грани, это нужно для нахлеста. Поэтому заготовки для горизонтальных перемычек должны иметь размер 34 сантиметра, заготовки для осевых перемычек должны быть 144 сантиметра.

      После расчетов вязальной закалки конструкция выглядит следующим образом:

      • следует выбрать ровный участок земли, положить два длинных стержня, концы которых необходимо обрезать;
      • на расстоянии 20 см от торцов, по крайним краям крепятся горизонтальные распорки. Для обвязки потребуется проволока 20 см. Его складывают пополам, протягивают под обвязку и затягивают крючком. Но затягивать надо осторожно, чтобы не оборвалась проволока;
      • На расстоянии около 50 см поочередно крепятся остальные горизонтальные стойки. Когда все будет готово, конструкцию убирают на свободное место и проводят обвязку еще одного каркаса идентичным образом. В результате получатся верхняя и нижняя части, которые необходимо соединить между собой;
      • то нужно установить упоры для двух частей сетки, можно упереть их в разные предметы. Главное, соблюдать, чтобы сопряженные конструкции имели надежное расположение профиля, расстояние между ними должно быть равно высоте присоединяемой арматуры;
      • на концах крепятся две осевые стойки, параметры которых уже известны. Когда каркасное изделие будет напоминать готовое устройство, можно приступать к обвязке оставшихся кусков арматуры. Все процедуры выполняются с проверкой габаритов конструкции, хотя заготовки делаются одинаковых габаритов, лишняя проверка не помешает;
      • таким же способом скрепляются все остальные прямые участки рамы;
      • На дно траншеи укладывается прокладка, высота которой не менее 5 см, и на нее будет укладываться нижняя часть сетки. Устанавливаются боковые опоры, сетка монтируется в правильном положении;
      • убраны параметры незащищенных стыковочных узлов и углов, подготовлены отрезки арматуры для соединения металлокаркаса в общую систему. Стоит отметить, что нахлест концов арматуры должен быть не менее 50 диаметров стержня;
      • привязывается нижний виток, после перпендикулярных стоек и к ним привязывается верхний виток. Проверяется расстояние арматуры до всех граней опалубки. На этом затвердевание конструкции заканчивается, теперь можно приступать к заливке фундамента бетонной смесью.

      Арматура вязальная со специализированным приспособлением

      Для изготовления такого механизма потребуется несколько досок толщиной 20 миллиметров.

      Сам процесс выглядит следующим образом:

      • Отрезаются 4 доски по размеру арматуры, они соединяются по 2 штуки на расстоянии, равном шагу вертикальных стоек. В итоге должны получиться две доски одинакового рисунка. Необходимо следить за тем, чтобы разметка расстояния между планками была одинаковой, иначе не получится осевое расположение соединительных спецэлементов;
      • Делаются 2 вертикальные опоры, высота которых должна быть равна высоте арматурной сетки. Выборки должны иметь профильные угловые опоры, которые не позволят им перевернуться. Готовая конструкция проверяется на прочность;
      • ножки опоры устанавливаются на 2 доски с накаткой, а две крайние доски размещаются на верхней полке опоры. Фиксация производится любым удобным способом.

      В результате должна быть сформирована модель армирующей сетки; теперь работу можно проводить без посторонней помощи. Вертикальные прогоны арматуры устанавливаются на запланированные участки, и их положение заранее фиксируется с помощью обычных гвоздей на определенное время. На каждой горизонтальной металлической перемычке установлен стержень арматуры. Эта процедура выполняется со всех сторон рамы. Если все сделано правильно, можно приступать к вязанию проволокой и крючком. Конструкцию необходимо выполнять, если в наличии имеются такие же участки сетки из армирующих изделий.

      Вязание армированной сетки в траншее

      Работа в траншее затруднена из-за тесноты.

      Необходимо тщательно продумать схему вязания каждого спецэлемента.

      • На дно траншеи уложат камни или кирпичи высотой не более 5 см, они приподнимут металлические изделия от земли и позволят бетону закрыть арматурные изделия со всех граней. Расстояние между кирпичами должно быть равно ширине сетки.
      • Продольные стержни размещаются поверх камней. Горизонтальные и вертикальные прутья следует нарезать по необходимым параметрам.
      • Начните формировать основу каркаса с одной стороны фундамента. Работу будет легче выполнить, если заранее привязать к стержням горизонтальные стойки. Помощник должен поддерживать концы стержней, пока они не установлены в правильном положении.
      • Выполняется поочередная вязка арматуры, расстояние между элементами распорки должно быть не менее 50 см. Таким же образом соединяется арматура на всех прямых участках фундаментной ленты.
      • Проверяются параметры и пространственное расположение каркаса, при необходимости ситуацию нужно исправить, не допускать касания металлических изделий к опалубке.

      Советы

      Следует ознакомиться с многочисленными ошибками, которые допускают неопытные мастера при выполнении армирования без соблюдения определенных правил.

      • Изначально необходимо разработать план, по которому в дальнейшем будут производиться расчеты для определения нагрузки на фундамент.
      • При изготовлении опалубки не должно образовываться зазоров, иначе через эти отверстия будет вытекать бетонная смесь и снизится прочность конструкции.
      • Грунт должен быть гидроизолирован, при его отсутствии качество плиты снизится.
      • Запрещается контакт арматурных стержней с грунтом; такой контакт приведет к появлению ржавчины.
        • Если армирование каркаса решено выполнять сваркой, то лучше использовать стержни с индексом С. Это специализированные материалы, которые предназначены для сварки, поэтому под воздействием температурных режимов не теряю мои технические характеристики.
        • Не рекомендуется использовать гладкие стержни для армирования.
          Как вязать углы арматуры фундамента: Армирование углов ленточного фундамента

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top