Сущность познавательного развития дошкольников по ФГОС
Познавательное развитие дошкольников является одним из ключевых направлений образовательной деятельности в детском саду согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Оно направлено на формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.
ФГОС ДО выделяет следующие компоненты познавательного развития:
- Развитие любознательности и познавательной мотивации
- Формирование познавательных действий
- Развитие воображения и творческой активности
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира
- Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
- Формирование представлений о малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа
- Формирование представлений о планете Земля, многообразии стран и народов мира
Таким образом, познавательное развитие охватывает широкий спектр направлений — от сенсорного развития до формирования целостной картины мира.
Цели и задачи познавательного развития дошкольников
Основная цель познавательного развития дошкольников — это развитие познавательных интересов, познавательных способностей детей и их интеллектуальное развитие.
Для достижения этой цели ФГОС ДО ставит следующие задачи познавательного развития:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
- Формирование познавательных действий, становление сознания
- Развитие воображения и творческой активности
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира
- Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
- Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира
Эти задачи реализуются через различные виды детской деятельности — игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную и др.
Компоненты познавательного развития дошкольников
Познавательное развитие дошкольников включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:
Познавательные интересы
Познавательные интересы — это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти связи и отношения между ними. Наличие познавательных интересов у детей можно определить по количеству и качеству задаваемых ими вопросов.
Познавательные действия
Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой они стремятся получить новые знания, умения и навыки. К познавательным действиям относятся: наблюдение, обследование, сравнение, анализ и др.
Познавательное развитие
Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребенка под влиянием среды и собственного опыта. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.
Эффективные методы и приемы познавательного развития дошкольников
Для стимулирования познавательной активности и развития познавательных способностей дошкольников педагоги могут использовать следующие методы и приемы:
- Метод экспериментирования и проведения опытов
- Использование проблемных ситуаций
- Метод наблюдения
- Игровые приемы
- Проектная деятельность
- Создание ситуаций познавательного спора
- Создание ситуаций нравственных переживаний
- Метод «преднамеренных ошибок»
- Использование приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)
Важно применять эти методы и приемы комплексно, создавая условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.
Организация развивающей среды для познавательного развития
Для эффективного познавательного развития дошкольников необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в детском саду. ФГОС ДО предъявляет следующие требования к среде:
- Насыщенность
- Трансформируемость
- Вариативность
- Доступность
- Безопасность
При организации развивающей среды для познавательного развития следует учитывать:
- Возрастные особенности детей
- Содержание образовательной программы
- Необходимость создания условий для самостоятельной деятельности детей
- Возможность организации деятельности детей небольшими подгруппами
- Обеспечение возможности трансформации пространства в зависимости от образовательной ситуации
Грамотно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Роль педагога в познавательном развитии дошкольников
Педагог играет ключевую роль в познавательном развитии дошкольников. Его задача — не просто передать знания, а создать условия для самостоятельного познания мира детьми. Для этого педагогу необходимо:
- Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность
- Создавать проблемные ситуации, стимулирующие познавательную активность
- Задавать вопросы, побуждающие детей к размышлению
- Поощрять любознательность и стремление к исследованиям
- Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей
- Создавать ситуации успеха для каждого ребенка
При этом важно выстраивать партнерские отношения с детьми, занимая позицию не «над», а «вместе». Только в этом случае возможно эффективное познавательное развитие дошкольников.