Познавательное развитие дошкольников по ФГОС: цели, задачи и методы

Какие цели и задачи ставит ФГОС перед познавательным развитием дошкольников. Какие методы и приемы эффективны для развития познавательных способностей детей. Как организовать развивающую среду в детском саду для познавательного развития.

Сущность познавательного развития дошкольников по ФГОС

Познавательное развитие дошкольников является одним из ключевых направлений образовательной деятельности в детском саду согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО). Оно направлено на формирование познавательных интересов и действий ребенка в различных видах деятельности.

ФГОС ДО выделяет следующие компоненты познавательного развития:

  • Развитие любознательности и познавательной мотивации
  • Формирование познавательных действий
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира
  • Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира
  • Формирование представлений о малой родине, Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа
  • Формирование представлений о планете Земля, многообразии стран и народов мира

Таким образом, познавательное развитие охватывает широкий спектр направлений — от сенсорного развития до формирования целостной картины мира.


Цели и задачи познавательного развития дошкольников

Основная цель познавательного развития дошкольников — это развитие познавательных интересов, познавательных способностей детей и их интеллектуальное развитие.

Для достижения этой цели ФГОС ДО ставит следующие задачи познавательного развития:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
  • Формирование познавательных действий, становление сознания
  • Развитие воображения и творческой активности
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира
  • Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках
  • Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира

Эти задачи реализуются через различные виды детской деятельности — игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную и др.


Компоненты познавательного развития дошкольников

Познавательное развитие дошкольников включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов:

Познавательные интересы

Познавательные интересы — это стремление ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, желание вникнуть в их сущность, найти связи и отношения между ними. Наличие познавательных интересов у детей можно определить по количеству и качеству задаваемых ими вопросов.

Познавательные действия

Познавательные действия — это активность детей, при помощи которой они стремятся получить новые знания, умения и навыки. К познавательным действиям относятся: наблюдение, обследование, сравнение, анализ и др.

Познавательное развитие

Познавательное развитие — это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в познавательных психических процессах ребенка под влиянием среды и собственного опыта. Ядром познавательного развития является развитие умственных способностей.


Эффективные методы и приемы познавательного развития дошкольников

Для стимулирования познавательной активности и развития познавательных способностей дошкольников педагоги могут использовать следующие методы и приемы:

  • Метод экспериментирования и проведения опытов
  • Использование проблемных ситуаций
  • Метод наблюдения
  • Игровые приемы
  • Проектная деятельность
  • Создание ситуаций познавательного спора
  • Создание ситуаций нравственных переживаний
  • Метод «преднамеренных ошибок»
  • Использование приемов ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)

Важно применять эти методы и приемы комплексно, создавая условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.

Организация развивающей среды для познавательного развития

Для эффективного познавательного развития дошкольников необходимо создать соответствующую развивающую предметно-пространственную среду в детском саду. ФГОС ДО предъявляет следующие требования к среде:

  • Насыщенность
  • Трансформируемость
  • Полифункциональность
  • Вариативность
  • Доступность
  • Безопасность

При организации развивающей среды для познавательного развития следует учитывать:


  • Возрастные особенности детей
  • Содержание образовательной программы
  • Необходимость создания условий для самостоятельной деятельности детей
  • Возможность организации деятельности детей небольшими подгруппами
  • Обеспечение возможности трансформации пространства в зависимости от образовательной ситуации

Грамотно организованная развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Роль педагога в познавательном развитии дошкольников

Педагог играет ключевую роль в познавательном развитии дошкольников. Его задача — не просто передать знания, а создать условия для самостоятельного познания мира детьми. Для этого педагогу необходимо:

  • Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность
  • Создавать проблемные ситуации, стимулирующие познавательную активность
  • Задавать вопросы, побуждающие детей к размышлению
  • Поощрять любознательность и стремление к исследованиям
  • Организовывать познавательно-исследовательскую деятельность детей
  • Создавать ситуации успеха для каждого ребенка

При этом важно выстраивать партнерские отношения с детьми, занимая позицию не «над», а «вместе». Только в этом случае возможно эффективное познавательное развитие дошкольников.


Познавательное развитие дошкольников по ФГОС: цели, задачи и методы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Scroll to top