Венецианская маска джокер: Маска венецианского Джокера

Маска венецианского Джокера

Джокер как карнавальный персонаж всегда занимал особое положение в иерархии масок не только в венецианской развлекательной культуре. Этот брат-близнец Шута с давних времен окутан тайной, первобытным мистическим страхом человечества перед потусторонним, стремлением к вседозволенности, безнаказанности и всесилию.

В отличие от других персонажей  карнавальная маска Джокера имеет более прочную связь с театральными подмостками, чем, к примеру, Вольто или Баута. Так, прослеживается связь со сценическими дурачествами Арлекино, иногда историки театра сравнивают его и с Доктором Чумы. Кто же на самом деле скрывается за маской карнавального Джокера, чем он отличается от Шута и в чем особенности этого персонажа? – Читайте в этой статье.


Карнавальная маска Джокера – воплощение обобщенного образа шутника и пройдохи, королевского придворного паяца, бывшего в состоянии как рассмешить, так и жестоко осмеять любого независимо от статуса и благосостояния. Это олицетворение коварства, озорства, безудержного веселья, а иногда и жестокой подлости. Его шутки и авантюры куда смелее шутовских выходок – мощная сатира, бесстрашие и безрассудство – вот отличительные черты этого персонажа.

 

Костюм. Вариации

 

Костюм карнавальной маски Джокера очень схож с одеждами все того же Шута, но здесь в глаза бросается вариативность образов. Сама маска, как правило, полностью закрывала лицо, это была веселая или злобно хохочущая гримаса. На вершине её, как и у подбородка, могла быть корона из «ослиных ушей» со звонкими бубенцами, но это – опциональное украшение. Количество таких «ушей» также варьировалось – их могло быть от двух до семи штук.

В вопросе украшения и декора – та же ситуация, окрас и декорирование маски венецианского Джокера зависели от выбранного костюма. Как правило, акцент делался на искаженном гримасой рте, который выделяли цветом.

Одежда этого персонажа также различалась – костюм мог быть в виде лоскутного разноцветного комбинезона (как обтягивающего фигуру, так и просторного), рубахи и штанов пестрых расцветок. Иногда Джокер выряжался в цветастые кальсоны и подобие короткого женского платья с пышной юбочкой – явная сатирическая отсылка на придворных дам. Как видим, вариантов одеяний – масса.

 

 




Значение, характер персонажа

Маска венецианского Джокера – это, по сути, клоун и беспощадный судья, сердцевина любого карнавала. Люди, наряжавшиеся в такой костюм, всегда были в центре внимания и должны были развлекать и потешать публику всевозможными выходками. Другие имена: Jester, Жуглар, Буффон, Дурак, Нарр, иногда – Шут.

Он то бог, то бродячий оборванец в лохмотьях, то приближенный королей, то веселый городской авантюрист-обманщик. Символичность маски венецианского Джокера – в противопоставлении правителю, он как бы тень монарха, имеющая, тем не менее, право безнаказанно насмехаться как над любым придворным чиновником, так и над самим королем и его политическими решениями.

Это символ хаоса, анархического произвола и безумия. Потому этот образ часто ассоциируют с чертом, демоническими силами и самим дьяволом.